3) соотнесение содержания разных частей текста друг с другом;
4) использование образов или наглядных представлений;
5) перевод содержания текста на свой язык. [16, c.145]
Рассматривая акты мышления в качестве основы активной мнемической деятельности, ученики и последователи А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, П.И. Зинченко расширили и модифицировали выделенные ими приемы мнемической деятельности. На углубление понимания материала для его запоминания направлены такие приемы, как: классификация или логическая группировка материала, его систематизация, выделение главного в тексте, обобщение запоминаемых сведений. [15, c.252-253]
Таким образом, после специального обучения младшие школьники начинают с успехом применять приемы и способы эффективного запоминания учебного материала.
Рассмотрев особенности развития и формирования памяти у младших школьников, мы выяснили, что память в этот период имеет ярко выраженный познавательный характер.
В младшем школьном возрасте качественно меняется осознание мнемической задачи, а также формирование приемов запоминания (от повторения до ориентации на смысл и связь вещей).
Также мы рассмотрели факторы (по данным Т.Б. Никитиной), влияющие на развитие памяти в младшем школьном возрасте, и выяснили, что в основе любого эффективного запоминания лежит: желание, осознание, яркие впечатления, хорошее внимание.
Память является важным компонентом эффективного обучения в младшем школьном возрасте и поэтому целенаправленная развивающая работа по овладеванию мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Мы рассмотрели различные приемы и способы запоминания учебного материала и выявили наиболее эффективные из них для детей младшего школьного возраста, а также то, что в этом возрасте
При проведении исследования, мы изучили особенности развития памяти в младшем школьном возрасте и выявили приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала.
А.А. Смирнов отмечает, что как и все психические процессы, память в младшем школьном возрасте претерпевает существенные изменения. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.
С точки зрения А.Н. Леонтьева, у младших школьников память постепенно переходит от наглядно-образной к более сложным формам словесно-логической памяти.
Л.С. Выготский указывает нам на то, что у младших школьников увеличивается объем памяти.
По П.И. Зинченко непроизвольная память младшего школьника постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.
Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет ее от всякой другой. Мнемическая деятельность на протяжении младшего школьного возраста становится все более произвольной и осмысленной.
Выдающийся психолог А.А. Смирнов выделил и обозначил следующие приемы для детей младшего школьного возраста, с помощью которых достигается лучшее понимание материала с целью его более прочного запоминания:
Подробно о педагогике:
Комплекс упражнений, направленных на развитие орфографической
интуиции
При работе с детьми младшего школьного возраста необходимо учитывать особенности памяти детей данного возраста, так как дифференцированный подход к обучению определяет более высокую обучаемость младших школьников. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е. оно опирае ...
Макроуправленческая деятельность в образовании: содержание и механизмы
Управление национальной системой образованияможет быть рассмотрено как совокупная деятельность по проектированию, организации, нормированию и развитию различных, но тесно взаимосвязанных объектов. Речь, прежде всего, идет о различных типах управления, направленных на различные сферы образовательног ...
Особенности проведения работы по накоплению словарного запаса в группе ОНР
Наряду с нарушенным звукопроизношением, у детей данной группы наблюдалось отставание в развитии лексики и грамматических конструкций, поэтому в каждом периоде проводились фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка, куда входила работа по накоплению словарного запаса и ...