Исторические аспекты развития проблемы семьи, воспитывающей аномального ребенка

Актуально о образовании » Формы и методы взаимодействия семьи и школы в аспекте формирования ребенка с отклонениями в развитии » Исторические аспекты развития проблемы семьи, воспитывающей аномального ребенка

Страница 1

Проблемы семьи, имеющей аномального ребенка, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения такой семьи и общества характеризуются различной степенью внимания социума к проблемам семьи и ее нуждам. Анализ литературных источников позволяет выделить определенные этапы в истории этих взаимоотношений [1, 24-26].

В России стали обращать внимание на возможность использования семейного окружения как для профилактики, так и для лечения различных психических расстройств в первой половине XIX века.

С 1859 года в рамках развития семейного патронажа обсуждалась проблема оказания специального воздействия лечащим врачом на семью больного. Имелось в виду не только постоянное наблюдение и контроль за состоянием больного, но и "просветительные беседы с членами семьи, дабы они, по доброму относясь к подопечному, и своими разговорами положительно влияли на его самочувствие"[1, 34-37].

Таким образом, первоначально проблема семьи с аномальным ребенком рассматривалась в аспекте привлечения семьи для использования ее благотворного воздействия на состояние больного.

А.М.Шерешевский также отмечает, что психологическое лечение в семьях давало неплохие результаты при территориальной близости размещения семей. Семья больного становилась не только известным фоном для проведения лечебных мероприятий и психотерапии, но и ее определенным компонентом. Семья содействовала врачу в правильном выборе метода и создавала соответствующую обстановку для его использования. К началу XX века в крупных городах России были созданы и апробированы разнообразные формы лечения душевнобольных в семьях. Известные в этой области специалисты придавали особое значение проведению разъяснительных мероприятий для родителей о природе возникновения дефекта, освещению недостатков семейного воспитания и оказанию родителям специальной помощи. Так, В.П.Кащенко обосновывал идею положительного психологического воздействия семьи на больного необходимостью создания препятствия для его аутизации. При лечении психических нарушений известный психиатр подчеркивал важность "благоприятного стечения индивидуальных особенностей семьи" (В.П.Кащенко, 1905) [1, 64-66]. Оказывая помощь родителям в воспитании ребенка в семье, он, в первую очередь, обращался к "разъяснению родителям дефективности характера и трудности воспитания" такого ребенка, а также давал рекомендации относительно режима дня, тактики отношения к ребенку и специальной литературы для чтения родителям. На помощь родителям для реализации системы коррекционного воспитания предлагалось пригласить и педагога-дефектолога.

О включении родительской темы в спектр обсуждаемых вопросов свидетельствуют труды и публикации известных психиатров, психологов и педагогов начала века. Представляют интерес, при освещении данной темы, публикации Ж.Демура, который согласно мнению Г.И.Россолимо, был "одним из лучших специалистов в Европе" того времени по проблеме аномального детства. Его монография "Ненормальные дети, воспитание их дома и в школе", вышедшая в России в 1909г., охватывала широкий спектр 12 вопросов, касающихся аномальных детей, включая и проблему контактов с родителями и их просвещение. В другой монографии немецкого ученого и педагога Б.Мэннеля "Школы для умственно-отсталых детей", переведенной на русский язык в 1911 году врачом М.Влади мирским, дается систематическое изложение состояния школ для умственно отсталых детей в Германии и отдельная глава ("Родители и жизненные условия ученика") посвящается проблемам родителей подопечных [1, 84-87].

Истоки формирования семейной психотерапии в России связаны с образованием врачебно-воспитательных учреждений и организацией семейных патронажей для психически больных. В 1882г. такое врачебно-воспитательное учреждение было создано в Петербурге. Возглавил его известный врач и педагог И.В.Маляревский.

Опытом работы в подобных учреждениях заинтересовались в то время и за рубежом. В.М.Бехтерев, давая ответ на запрос, сообщал, что "12 учреждений такого рода достигают успехов в этом деле не только лечением, но и воспитанием призреваемых" [1, 96].

В применяемых И.В.Маляревским и его последователями мерах врачебного воздействия и воспитания огромное значение имела "диагностика взаимоотношений в семьях и выявление неправильности воспитания в формировании проявлений душевной болезни". Уделяя особое внимание "семейному воспитанию с родственниками" Маляревский отмечал, что "педагогическая неумелость родителей приводит в домашних условиях к образованию в детях развитого эгоизма, отсутствию сознания долга перед окружающими, к излишнему самолюбию, нередко принимаемому за душевное страдание" [1, 98].

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Формирование личностных качеств в процессе воспитания
Неэффективность воспитательной работы в школе во многом объясняется тем, что ее научно-методическое освещение зачастую характеризуется недостаточной четкостью, неконкретностью, а иногда и определенной теоретической аморфностью. Например, если речь идет о патриотическом или трудовом воспитании, то о ...

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня является неотъемлемой частью физического воспитания школьников Основные ее формы органично вписываются в режим обучения и воспитания учащихся. Гимнастика до учебных занятий Каждый школьный день необходимо начинать с комплекса гимнастических ...

Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Под средствами в педагогике понимают предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Одной из задач в формировании личности старшего дошкольника является воспитание культуры поведения. К средствам воспитания культуры поведения следует отнести развив ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru