Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми

Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В первом полугодии первого года жизни ведущей деятельностью является ситуативно-личностное общение младенца со взрослым, также манипулирование с предметами, игрушками.

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Общение рассматривается как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И. Лисина). У ребенка в возрасте до семи лет сменяются четыре формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная (М.И. Лисина).

Взрослый для ребенка раннего возраста - это, прежде всего, соучастник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность.

Общение младенца со взрослыми является необходимым условием его нормального психомоторного развития. Благодаря этому общению у ребенка постепенно развивается важнейшая потребность в положительных эмоциях со стороны взрослого. При нормальном развитии улыбка при общении со взрослым является закономерной уже у 2-х месячного ребенка, а у 3-х месячного появляется новая эмоционально-двигательная реакция - комплекс оживления. К 4-м месяцам у ребенка формируется ориентировочная реакция перед комплексом оживления. В данном возрасте имеет место ситуативно-личностное общение, где общение ребенка со взрослым является непосредственным, то есть не предполагающим никаких специальных средств или предметов. С самого начала мама и другие члены семьи обращаются с младенцем так, будто тот может включатся в игру, в общение по поводу игрушки. Взрослый втягивает ребенка в общение посредством игрушки, которой он манипулирует в поле зрения ребенка или слева или справа от его взора.

При правильных методах воспитания непосредственное общение, характерное для начала младенчества, скоро уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует возможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнить действие, направляя его движение. Ребенок направлен на взрослого: пристально смотрит, как мама действует с его игрушками. Теперь и он сможет повторить некоторые действия вслед за ней. Именно в присутствии взрослого малыш наиболее активно манипулирует своими игрушками.

С 6 месяцев до 3 лет складывается ситуация "ребенок - предмет - взрослый". Разворачивается совершенно новая форма общения - ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и действием с ним. Средства общения - это привлечение внимания к предмету, обмен игрушками, обучение использования предметов по назначению, совместные игры.

У детей младшего дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому взрослый использует невербальные средства общения - показывает игрушки, обыгрывает сказки. Но и речь играет большую роль. Складывается внеситуативно-познавательная форма общения. Далее общение развертывается на фоне практического познания мира и протекает в форме самостоятельных эпизодов.

Совместная деятельность ребенка и взрослого состоит в том, что взрослый руководит действиями ребенка, а также в том, что ребенок, будучи не в состоянии сам выполнить какое-либо действие, обращается к помощи и содействию взрослого.

Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения со взрослыми, происходящее в связи с вхождением в мир постоянных предметов, игрушек, с овладением предметной деятельности. Таким образом, взрослый, особенно в раннем возрасте, является главной фигурой для ребенка при ознакомлении с окружающими его предметами, в частности с игрушками.

Подробно о педагогике:

Сущность, задачи, содержание, пути осуществления сенсорного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все э ...

Своеобразия речевой субкультуры
Подростковая субкультура – одна из важных составляющих общей культуры. Ф.Райс дает две точки зрения на данный предмет. Согласно одной из них - подростковая субкультура подчеркивает определенное единство групп сверстников и их ценностей в противопоставление ценностям взрослых. Исследователь утвержда ...

Современные проблемы технологического образования школьников
27 июня 2000 г. в Министерстве образования РФ состоялось заседание коллегии, на котором были обсуждены проблемы и перспективы развития образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и подготовка учащихся к трудовой деятельности. Выступавшие на коллегии и ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru