Координационные способности - готовность индивида к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия (В.И. Лях).
Таким образом, координационные способности служат человеку для правильного и уверенного выполнения двигательных действий. Большой частью координационных способностей является координация (от лат. сoordination - согласование, сочетание, приведение в порядок).
Координация - способность быстро, точно, целесообразно, экономично и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (В.Н. Платонов).
Координация движений есть преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа за счет целесообразной организации активных и реактивных сил (Н.А. Берштейн).
Координация - способность к упорядочению внешних и внутренних сил, возникающих при решении двигательной задачи, для достижения требуемого рабочего эффекта при полном использовании моторного потенциала (Ю.В. Верхошанский).
Если сложить все определения в одно, то смысл координации будет в преодолении избыточных степеней свободы. Степени свободы - возможные основные направления движений. В нашем теле находится не менее 107 степеней свободы (О. Фишер), 244 (А.Г. Биленко, Л.П. Говорков, Л. Л Ципин). Это основная задача координации.
К числу основных координационных способностей относятся (Ю.Ф. Курамшин):
способность к ориентированию в пространстве
способность к равновесию
способность к перестраиванию движений
способность к соединению (комбинированию) движений
способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задач
способность к выполнению заданий в заданном ритме
способность к управлению времени двигательных реакций
способность предвосхищать (антиципировать) различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом
способность к рациональному расслаблению мышц
К основным трудностям при управлении двигательным аппаратом (Н.А. Берштейн):
необходимость распределения внимания между движениями во многих суставах и звеньях тела и необходимость стройно согласовывать все их между собой.
преодоление большого количества степеней свободы, которые присущи человеческому телу.
Упругая податливость мышц.
Координированность позволяет все эти трудности преодолеть. Координированность - результат согласованного сочетания движений в соответствии поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности (Ю.Ф. Курамшин). Как видно из определения, координация, координированность и координационные способности напрямую зависят от состояния организма, согласованности его отдельных частей и внешних условий. Например, координация зависит от гибкости, а гибкость от внешних условий: если температура будет понижаться, гибкость будет уменьшаться, следовательно, координационные способности тоже. Это самый простой из множества примеров.
Существует три вида координации (Д.Д. Донской):
нервная координация - согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечное напряжение. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях к решению двигательной задачи.
мышечная координация - согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею.
Двигательная координация - согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека. И она не однозначна мышечной координации, хотя и определяется ею.
Исходя из всего этого, координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляцией (Ю.Ф. Курамшин).
Подробно о педагогике:
Программа и методы дошкольного образования
Программы дошкольного образования разрабатываются каждым учреждением самостоятельно, что соответствует требованию ст.14 Федерального закона "Об образовании". Однако при разработке программ необходимо руководствоваться требованиями указного закона, Типового положения о дошкольном образоват ...
Изучение формирования вычислительных навыков в пределах 5 у детей младшего
школьного возраста с нарушениями интеллекта
Числа первого десятка и действия с ними изучаются в течение первого года обучения. Учащиеся знакомятся с каждым числом первого десятка в отдельности. Изучается образование каждого числа, обозначение его цифрой, счет в пределах этого числа, соотношение предметной совокупности, числа и цифры, определ ...
Психомоторные особенности детей дошкольного возраста, страдающих детским
церебральным параличом
Как отмечают отечественные исследователи И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий, дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками [16]. Дошкольное детс ...