Психолого-педагогические условия формирования образно-выразительных средств речи у дошкольников

Страница 2

Эмоционально-экспрессивные средства языка изучаются в рамках литературоведения и лингвистической стилистики, которая, по словам В.В. Виноградова, «изучает специфику словесных образов . созданных из слов и посредством слов» [23, С.185].

Положения об общей образности художественного текста, выдвинутые В. В. Виноградовым, Г.О. Винокуром, А.П. Квятковским, А.М. Пешковским, В.Б. Шкловским позволяют констатировать, что выразительность высказывания достигается за счет включения слова в новые для него семантические и синтаксические связи. Художественный язык не исчерпывается только переносными формами словоупотребления, любой текст составляют также и слова прямого значения, выполняющие при этом чисто художественные функции [28, С.109].

Существующее в лингвистике деление средств языка на изобразительные и выразительные предполагает, что одни - «выражают», другие - «изображают»; одни как будто соотнесены с сознанием, другие – с миром вещей. Но ведь в речи функции изображения и функции выражения очень часто объединяются, сливаются и их носителями оказываются одни и те же средства языка, поэтому существующую классификацию приемов художественного языка можно считать условной (А.Т. Рубайло).

В связи с этим мы употребляем в исследовании термины выразительные средства речи, средства образной выразительности, эмоционально-экспрессивные средства языка, под которыми подразумевается система изобразительно-выразительных средств языка и речи [16, С.29].

Выразительность рассматривается нами как средство субъективного отношения говорящего к содержанию или адресату речи. Данное коммуникативное качество создается своеобразием организации в речи средств языка, включая и лексику, и ее семантику.

Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются актуализацией его семантики, т.е. таким применением, которое соотносит слово с конкретными предметами и вещами, действиями и состояниями, признаками и качествами, чувствами и представлениями. Художественное речевое творчество невозможно без актуализации семантики слова, которая тесно связана с тем, что можно назвать ассоциативностью образного мышления. Ассоциации, вызываемые в сознании воздействием слова, могут быть более четкими и менее четкими – многое зависит от предшествующего жизненного опыта человека и психологических особенностей работы его мысли и сознания в целом [16, С.30].

Важнейшей особенностью словесного творчества дошкольников является его взаимодействие с восприятием произведений художественной литературы, которая является черпаемым источником обогащения речи образными средствами. Взаимосвязь этих процессов (восприятия и творчества) исследователи, прежде всего, видят в том, что оба вида деятельности требуют специального целенаправленного развития, только тогда они будут влиять на образное восприятие художественного текста и перенос усвоенных знаний в свои сочинения.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм.

В старшей группе у детей продолжают развивать интерес и любовь к художественной литературе. Значительно усложняются задачи, которые педагог должен решать, знакомя ребенка шестого года жизни с произведениями различных жанров.

У детей воспитывают способность замечать некоторые выразительные средства. Учат определять и мотивировать свое отношение к героям произведения. Формируют нравственные критерии оценки.

Дошкольников учат также выразительно читать стихи, при пересказе литературного текста соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниям героев.

В педагогике детских садов в большой степени принято возлагать надежды на то, что сказки способны образовывать образный язык. Конечно, этот совершенный образец не может не оказать влияния на язык ребёнка, но насколько же сильнее будет оно, если сказка предстанет перед ребёнком как плоть от плоти живого языка. Однако случается, что почва эта оказывается суха, язык педагога беден, формален и мёртв.

Е.И. Тихеева, которая со всей остротой первая после Ушинского поставила вопрос о роли родного языка в дошкольном воспитании детей, говорит: «Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться её сокровищами» [19, С. 64].

Живой народный русский язык обладает ни с чем несравнимыми качествами в точности и образности. Богатство слов и обозначений соответствует разнообразию жизненных обстоятельств и действий, от этого и слово становится точным. А.М. Горький обратил внимание на то, как разнообразно можно выразить в слове то или иное переживание, чувство. Е.И. Тихеева говорит о неисчерпаемых возможностях обогащения языка детей в связи с разнообразием их деятельности [19, С. 65]

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Особенности методики
Проблемы воспитания Ломоносов рассматривал в тесной связи с дидакти­ческими вопросами. Его волновали постановка обучения, содержание образования молодежи, приобщение ее к науке. В занятиях наукой он видел богатейшие возможности для воспитания у молодежи нравствен­ности. Ломоносов отрицал распростра ...

Курс занятий для детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством телесно-ориентированной психотехники
В последнее время число детей с церебральным параличом (группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений), становится больше. В наиболее общем виде основные принципы ...

Педагогическая диагностика признаков адаптационных нарушений
Содержание учебного материала Диагностика нарушений школьной адаптации как междисциплинарная область научного знания и практической деятельности. Уровни диагностической деятельности: педагогический, психологический, медицинский. Их место и назначение в системе диагностирования адаптационных нарушен ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru