Школьная зрелость

Страница 1

А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками. [8]

И. Шванцера рассматривал школьную зрелость как достижение определенной ступени в развитии, на которой школьник может принимать участие в школьном обучении.[11]

Л.Е.Журова, Е.Э.Кочурова, М.И.Кузнецова школьную зрелость определяют тремя взаимосвязанными компонентами: физическая готовность, т.е. состояние здоровья и физическое развитие ребенка; интеллектуальная и личностная готовность. Личностная готовность характеризует ориентировку ребенка в окружающем мире, запас его знаний, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность и инициативу, развитие потребности в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми. Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние развития образных представлений и ряда психических процессов (восприятие, внимание, наблюдательность, память, воображение), умственное и речевое развитие.[9]

Наиболее полное понятие школьной зрелость дается в Российской педагогической энциклопедии. Она рассматривается, как совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению. 2. Характеристика компонентов готовности ребенка к школе.

В исследованиях В.Г. Каменской, В.Н. Белкина, Н.И. Вьюновой посвященных изучению готовности ребенка к школе, выделяются три относительно самостоятельных аспекта: физический, психологический и специальный.

Физическая готовность к обучению в школе характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья, зависящие от многих обстоятельств, в том числе от перинатального периода развития, его генотипа и темпа физиологического созревания. Оценка состояния здоровья детей при их поступлении в школу строится на многих параметрах физического развития, наличия или отсутствия хронических болезней. Статические показатели состояния здоровья детей окончательно не установлены, поэтому в разных работах можно встретить совершенно различные процентные соотношения дошкольников, полностью способных к организованному обучению в массовой школе, частично способных и неспособных в ней обучаться. Н.Г Веселов считал, что по совокупности выделенных показателей судят о состоянии здоровья детей, которые можно отнести к четырем основным группам.

Дети с первой группой здоровья – здоровые дети не имеющие существенных отклонений по основным системам организма, не болеющие за определенный период наблюдений (обычно в течение года до поступления в школу).Из материалов по программе «Научно-методическое обеспечение функционирования и развития системы образования»,число таких школьников сокращается из года в год, по разным оценкам, в различных регионах они составляют от 10% до 20% от всех детей, поступающих в первый класс.

Дети со второй группой здоровья имеют риск возникновения хронической патологии и склонны к инфекционным заболеваниям, которые развиваются на фоне возникновения переутомления или стресса. Как правило, у них есть определенные, клинически не диагностируемые функциональные отклонения, обусловленные степенью морфологической незрелостью отдельных органов и их систем. Дети, входящие в эту группу, представляют наиболее сложную для клиницистов и педагогов группу, так как даже незначительная перегрузка сверх нормы и здоровья могут привести к внезапному ухудшению его состоянии и развитию неожиданных хронических заболеваний. Школьники с функциональными нарушениями – это наиболее устойчивая группа первоклассников, которые к концу обучения в первом классе часто демонстрируют значительное ухудшение здоровья. Они составляют среди первоклассников абсолютное большинство (от 50% до 66%).

Дети с третьей группой здоровья страдают различными хроническими заболеваниями, они неустойчивы к большинству инфекционных заболеваний в период между обострениями своих хронических заболеваний, имеют ослабленный иммунитет, что отрицательным образом сказывается на их стрессоустойчивочти и адаптивных возможностях. Наиболее распространенными хроническими болезнями детей с этой группой здоровья являются нарушения зрения и осанки, желудочно-кишечные заболевания и заболевания органов дыхания. По разным оценкам, процент детей с третьей группой здоровья колеблется от 15% до 20%.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Пути и средства формирования иноязычной письменной речи
А теперь посмотрим, какие же упражнения при обучении письму можно и нужно использовать. Большинство методистов предлагают в той или иной степени похожие группы упражнений для обучения письму и письменной речи. Н.Д. Гальскова, выделяя 2 аспекта при обучении письму: 1) работу над техникой письма (раз ...

Система работы по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в малокомплектном ДОУ
Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процесс труда. Отражая в играх трудовые ...

Выявление взаимосвязи уровня тревожности и успеваемости обучения учащихся начальной школы
Школьное обучение очень часто сопровождается повышением тревожности у детей. Оптимальный уровень тревожности активизирует обучение, делает его более эффективным и успешным, но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, идет дезорганизация учебной деятельности. В данном случае жела ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru