Школьная зрелость

Страница 2

Дети с четвертой группой здоровья имеют выраженные нарушения в состоянии здоровья, как правило, несовместимые с обучением в массовой школе. Среди них нередки случаи задержек психического развития (ЗПР), общего недоразвития речи (ОНР), нарушение опорно–двигательного аппарата (ДЦП), страдающих слепотой и глухотой различной степени. Большинство детей с этой группой здоровья родились от матерей с патологией беременности или перинатальные осложнения. В целом состояние здоровья этих детей, также как и психическое здоровье и психическое благополучение, по мнение Н.Г.Веселова (1996), оценивается врачами как неудовлетворительное – 2,1 – 2,2 балла по пятибалльной шкале. Большинство детей с четвертой группой здоровья обучаются в специализированной школе, в которых соблюдаются щадящие условия обучения за счет облегченного усвоения школьных программ. Число таких детей относительно постоянно и примерно равно 16% от общей численности старших дошкольников, поступающих в первый класс.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. Частоболеющие, физические ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.

При определении физического развития обычно приводят оценку трех основных показателей: длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки. По показателям физического развития современные 6-7- летние дети существенно отличаются от своих сверстников в 60-70 годы, значительно опережая их по росту и развитию.

Таким образом, физическая готовность к бучению к школе как важнейший фактор в ситуации выбора конкретной школы определяется группой здоровья ребенка и степенью физиологической зрелостью основных систем его организма.

Специальная готовность включает умения и навыки старшего дошкольника, сформированные дома родителями, организованном обучении либо в ДОУ, либо в школах раннего развития (ШРР), которые необходимы для освоения чтения и письма, а также счета. Существенным является то, что в большинстве случаев учителя младшей школы считают именно эти навыки необходимыми, а иногда и достаточными для успешного освоения программы первого класса. Отбор в элитные гимназии старших дошкольников строится на оценке развития навыков письменной речи и счета, а также уровня общей осведомленности ребенка. Формирование навыков чтения и письма в старшем дошкольном возрасте вполне возможно при правильном организованном обучении на базе игровой деятельности у многих детей.

Подводя итоги, можно сказать, что полезность навыков чтения, счета и решения задач зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы. Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, что родители или педагоги научили ребенка слышать звуки слова, если он осознает его слоговой состав, а само чтение является слитным или послоговым. (Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребенка приходится переучивать.) Так же обстоит дело со счетом - он окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, значения числа, и бесполезным, или даже вредным, если усвоен механически.[11]

Психологическая готовность к обучению к школе отражает общий уровень развития ребенка, является сложным структурно-системным образованием, структура психологической готовности к школьному обучению соответствует психологической структуре учебной деятельности, а ее содержание (учебно-важные качества – УВК) определяется способностями учебной деятельности и спецификой учебного материала на начальном этапе обучения.[18]

Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:

1.личностная готовность

2.эмоционально-волевая готовность

3.Интеллектуальная готовность

Страницы: 1 2 

Подробно о педагогике:

Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам познавательных процессов
Познание - процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует человека, ...

Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
одаренный ребенок воспитание педагогический Развитие способностей школьников является одной из приоритетных задач современного образования, в связи с этим актуальной является проблема выявления возможностей ребенка или его одаренности. Анализ проблемы одаренности во многом будет предопределяться те ...

Оценка эффективности системы работы по развитию образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора
Целью контрольного эксперимента была проверка эффективности проведенной работы: выявить влияние малых форм фольклора на развитие образной речи детей пяти-шести лет. Для реализации этой цели была использована методика констатирующего эксперимента Н.В. Гавриш, опубликованная в книге О.Ушаковой, Е. Ст ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru