Школьная зрелость

Страница 2

Дети с четвертой группой здоровья имеют выраженные нарушения в состоянии здоровья, как правило, несовместимые с обучением в массовой школе. Среди них нередки случаи задержек психического развития (ЗПР), общего недоразвития речи (ОНР), нарушение опорно–двигательного аппарата (ДЦП), страдающих слепотой и глухотой различной степени. Большинство детей с этой группой здоровья родились от матерей с патологией беременности или перинатальные осложнения. В целом состояние здоровья этих детей, также как и психическое здоровье и психическое благополучение, по мнение Н.Г.Веселова (1996), оценивается врачами как неудовлетворительное – 2,1 – 2,2 балла по пятибалльной шкале. Большинство детей с четвертой группой здоровья обучаются в специализированной школе, в которых соблюдаются щадящие условия обучения за счет облегченного усвоения школьных программ. Число таких детей относительно постоянно и примерно равно 16% от общей численности старших дошкольников, поступающих в первый класс.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. Частоболеющие, физические ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.

При определении физического развития обычно приводят оценку трех основных показателей: длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки. По показателям физического развития современные 6-7- летние дети существенно отличаются от своих сверстников в 60-70 годы, значительно опережая их по росту и развитию.

Таким образом, физическая готовность к бучению к школе как важнейший фактор в ситуации выбора конкретной школы определяется группой здоровья ребенка и степенью физиологической зрелостью основных систем его организма.

Специальная готовность включает умения и навыки старшего дошкольника, сформированные дома родителями, организованном обучении либо в ДОУ, либо в школах раннего развития (ШРР), которые необходимы для освоения чтения и письма, а также счета. Существенным является то, что в большинстве случаев учителя младшей школы считают именно эти навыки необходимыми, а иногда и достаточными для успешного освоения программы первого класса. Отбор в элитные гимназии старших дошкольников строится на оценке развития навыков письменной речи и счета, а также уровня общей осведомленности ребенка. Формирование навыков чтения и письма в старшем дошкольном возрасте вполне возможно при правильном организованном обучении на базе игровой деятельности у многих детей.

Подводя итоги, можно сказать, что полезность навыков чтения, счета и решения задач зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы. Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, что родители или педагоги научили ребенка слышать звуки слова, если он осознает его слоговой состав, а само чтение является слитным или послоговым. (Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребенка приходится переучивать.) Так же обстоит дело со счетом - он окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, значения числа, и бесполезным, или даже вредным, если усвоен механически.[11]

Психологическая готовность к обучению к школе отражает общий уровень развития ребенка, является сложным структурно-системным образованием, структура психологической готовности к школьному обучению соответствует психологической структуре учебной деятельности, а ее содержание (учебно-важные качества – УВК) определяется способностями учебной деятельности и спецификой учебного материала на начальном этапе обучения.[18]

Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:

1.личностная готовность

2.эмоционально-волевая готовность

3.Интеллектуальная готовность

Страницы: 1 2 

Подробно о педагогике:

История социального сиротства в России
Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их наз ...

Содержание сотрудничества школы с родителями
Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания ...

Тревожность как негативный фактор успеваемости обучения младшего школьника
Анализ публикаций позволил нам выделить основные негативные стороны высокого уровня личностной тревожности: личность с высоким уровнем тревожности воспринимает мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени. Чем личность с низким уровнем тревожности. А.М. Прихожан счита ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru