Методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко

Актуально о образовании » А.С. Макаренко о воспитании детей в семье и современные проблемы семейного воспитания » Методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко

Страница 3

1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т. д. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы.

2. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности - нет ни повода, ни возможности для общения.

3. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия - вовсе не роскошь, а практическая необходимость. «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка . В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от . элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека», - писал В.А. Сухомлинский.

Типичной ошибкой во многих семьях, где дети педагогически запущенны, является стремление родителей как можно быстрее, одним махом, перевоспитать их. Не менее типичной является ошибка, когда единственный у родителей ребенок захватывает в семье привилегированное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Бабушки и дедушки, а иногда мамы и папы оправдывают такое отношение к ребенку тем, что «им досталось много трудностей и невзгод, так пусть хоть дитя поживет в свое удовольствие». И растет в семье эгоист, тиран, баловень. Когда это заметят, становится очевидным, что необходимо принимать самые строгие меры. Но всякая переделка -- дело гораздо более трудное, чем правильное воспитание с ранних лет, так как в процессе резкого перевоспитания и принятия строгих мер травмируется нервная система. Именно в этих случаях возникает реальная возможность сделать из ребенка неврастеника.

Еще одна ошибка, допускаемая родителями, - строгая, до жестокости, власть над детьми с раннего возраста. В детстве ребенок познает все виды наказания. За малейшую шалость его бьют, за недомыслие наказывают. Родители, которые пытаются всячески способами уклониться от занятий с детьми, допускают уже не ошибку: то, что они делают, называется другими словами. Подход примитивный: отмахнуться, а порой откупиться от своих чад. Детям предоставляется полная свобода, которой они, понятно, еще не умеют пользоваться. Детская безнадзорность, оказывается, не всегда является следствием занятости родителей. Это отсутствие необходимого присмотра за ними.

Подытоживая, запомним, что каких-то особых методов семейного воспитания не существует. Применяются общие методы: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В семейном воспитании методы приобретают личностную направленность.

Страницы: 1 2 3 

Подробно о педагогике:

Одаренность общая и специальная
Но споры велись и среди тех, кто признавал существование одаренности. Спорили о том, существует ли так называемая общая одаренность как "универсальная способность" (способность ко всему) или дар всегда проявляется только в одной или нескольких сферах деятельности. Большая часть исследоват ...

Оценка эффективности системы работы по развитию образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора
Целью контрольного эксперимента была проверка эффективности проведенной работы: выявить влияние малых форм фольклора на развитие образной речи детей пяти-шести лет. Для реализации этой цели была использована методика констатирующего эксперимента Н.В. Гавриш, опубликованная в книге О.Ушаковой, Е. Ст ...

Одаренные дети. Признаки и виды одаренности
Одаренные дети – дети, опережающие сверстников в развитии. Вне зависимости от содержания, вкладываемого в понятие «одаренность», а также методики ее диагностики, существование данной группы детей определяется статистически. Согласно закону распределения случайных величин Гаусса–Лапласа, чем выше ст ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru