Понятие моделирования

Обсуждение этой темы целесообразно начать с базовых определений. Моделированием называют исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их аналогов (Советский Энциклопедический словарь). Соответственно эти аналоги называются моделями. Компьютерное моделирование имеет дело с абстрактными (знаковыми, математическими) моделями. Имитация есть подражание чему-либо; следовательно, имитационным нужно называть моделирование, сохраняющее внешнее сходство с исходным процессом. Наконец, статистическим естественно считать вид моделирования, при котором воспроизводятся аналоги массовых явлений с последующей обработкой результатов наблюдений методами математической статистики.

Моделирование в справочной литературе определяется как “ метод исследования объектов и явлений при помощи их условных образов, аналогов.” В модели воспроизводятся наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых систем и процессов, что позволяет адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффективно управлять этим развитием.

В “Педагогическом энциклопедическом словаре” выделяются два аспекта моделирования в обучении:

1. моделирование как содержание, которое учащиеся должны усвоить;

2. моделирование как учебное действие, средство обучения.

В последние годы разрабатываются принципы учебного моделирования, использующего графические модели в деятельности как преподавателя, так и обучаемых. Статьи А.Н. Дахина о педагогическом моделировании глубоко исследуют проблемы интеграции педагогики с другими научными направлениями, а также вопросы моделирования социокультурных явлений. В заключительной статье автор перечисляет концептуальные положения педагогического моделирования.

В педагогике моделирование широко используется также при изучении проблемы подготовки кадров, что требует системного рассмотрения, с одной стороны, профессиональной деятельности, к которой готовят учащихся (модель деятельности), с другой - содержания образования и обучения (модель подготовки).

На современном этапе развития общества образование в России становится важнейшим социальным институтом, который позволяет не только транслировать новые жизненные смыслы и социальные ценности, но и влиять на развитие общественного сознания.

Инновационные процессы в российском образовании происходят в русле глобальных образовательных тенденций, к числу которых относятся: ориентация образовательной деятельности на активное освоение человеком способов добывания новой информации; постоянное стимулирование познавательных запросов и потребностей личности при одновременно идущей адаптации образовательного процесса к уже сформированным психическим структурам личности; самоактуализация обучающегося в процессе обучения как главный показатель успешности образовательной деятельности; подготовка к активному освоению ситуации социальных перемен.

Начнем с соотношения между образованием и обучением. В контексте нашей темы обучение – это конкретное представление (педагогическое наполнение) образования. Образование и обучение соотносятся аналогично цели и средству достижения этой цели. Между ними возможно и другое семантическое построение.

Конкретный предмет обсуждения – моделирование содержания образования – тот гносеологический инструмент, который позволит эффективно приблизить собственный личностно-исторический опыт учащихся к "чужому", общественно-историческому, полученному кем-то и когда-то. Проблема эта непростая. В данной статье мы затронем только один ее аспект: теоретические основы моделирования. Практика наполнения структуры содержания образования фактическим материалом, наверное, вечный и дискуссионный вопрос. В его разрешении участвуют многие представители системы образования: министерство, методические службы, администрация образовательного учреждения. Но есть и такие проблемы, которые педагог решает вместе со своими учениками, конструируя содержание обучения. Здесь уже не обойтись без реальных партнерских отношений и сотворчества.

Подробно о педагогике:

Сущность профессиональной деятельности социального педагога и ее особенности
В нормативных документах, касающихся профессиональной деятельности социального педагога, описаны только общие черты: задачи, функции, сферы деятельности, общие требования к знаниям и умениям специалиста. При этом не учитывается конкретная разновидность деятельности, которой занимается социальный пе ...

Приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала в младшем школьном возрасте
Целесообразно сообщить младшим школьникам информацию о различных приемах и способах запоминания, и помочь в овладении теми из них, которые окажутся наиболее эффективными. По Л.Ф. Обуховой, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов ...

Разработка и реализация технологии, направленной на формирование умений к самостоятельной деятельности учащихся педагогического колледжа
Программа "Система формирования культуры самостоятельной деятельности учащихся педагогического колледжа". Поведение человека определяется потребностями и воздействием внешней среды обитания. Культура задает конкретные границы проявления природной активности, перехода от стихийности действ ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru