Методика организации интенсивного обучения устно-речевому аспекту говорения на английском языке в 6-7 классах средней школы

Актуально о образовании » Методика организации интенсивного обучения устно-речевому аспекту говорения на английском языке в 6-7 классах средней школы

На современном этапе развития общества возникли новые социальные, политические и экономические условия, в которых стало востребованным интенсивное обучение иностранным языкам в целях обслуживания коммуникативных взаимоотношений людей на самых различных уровнях профессиональной компетентности. В этих условиях слово «инновация» стало употребляться практически во всех программах развития общества, во всех сферах деятельности человека. В частности, в сфере образования инновация стала рассматриваться не только как новая философия образования (см. Г.М. Кулешова, М.М. Поташкин), но и как предмет изучения новой области педагогики – педагогической инноватики, исследующей природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их оценку и применение на практике.

Надо полагать, что такое увлечение новшествами и нововведениями связано, скорее всего, с неудовлетворенностью качеством функционирования образовательных систем и попыткой решить проблему повышения качества с помощью инноваций в период модернизации образования. В условиях реформирования система – образования вопрос качественного улучшения обучения иностранного языка непосредственно связан с разработкой более совершенных, научно обоснованных методов управления учебно-познавательной деятельностью, мобилизующих творческие способности личности. В связи с этим разработка теоретических и практических подходов и внедрение в практику различных форм интенсивного обучения ИЯ представляется актуальным.

Таким образом, актуальность темы данного исследования

обусловлена:

- последовательной реализацией задач личностно-ориентированного образования через формирование и развитие навыков устной речи на английском языке посредством диалогового общения и игровых взаимоотношений в условиях средней общеобразовательной школы;

- повышением эффективности качества обучения продуктивной и рецептивной формам устной речи на иностранном языке в условиях изменения ролевых функций учителя и учащихся;

- созданием информационной и методической базы для учителей иностранных языков, работающих в 6-7 классах массовой школы в целях использования резервных возможностей обучаемых.

Более того, научно-обоснованная разработка интенсивной методики для среднего этапа обучения иностранном языке отвечает насущным требованиям новой концепции личностно-ориентированного обучения школьным дисциплинам на всех этапах образовательной системы в новых условиях развития российского общества.

В этой связи выбор темы

исследования обусловливается следующими обстоятельствами, связанными:

- с недостаточной разработанностью проблемы обучения устно речевому аспекту говорения на английском языке на интенсивной основе в условиях массовой школы в научно-теоретическом плане;

- с отсутствием учебных материалов, адекватных целям и условиям обучения интенсивной иноязычной устной речи;

- с необходимостью учета тенденций современной языковой политики по ускоренному формированию у молодого поколения обучаемых способности к межкультурной коммуникации.

Сущность избранной проблемы исследование состоит в разработке рациональной методической системы интенсивного обучения устно речевому аспекту английского языка в 6-7 классах общеобразовательной школы, которая была бы адаптирована к целям и задачам образовательной дисциплины «английский язык» в условиях использования резервных возможностей учащихся на отобранном этапе обучения.

Многочисленные наблюдение, проведенные за процессом обучения английскому языку в школах города Махачкалы за речевой деятельностью учащихся составили конкретное впечатление, позволяющее судить о востребованности процессом обучения иноязычной речи учащихся инновационных методов и квалифицированной помощи по их реализации. В рамках формирования и развития навыков интенсивной речи в форм диалогового общения и игровой технологии предусмотрена система упражнений (специальных коммуникативных заданий), определяющих стратегическую цель; ускорение формирования навыков устной речи на английском языке в 6-7 классах.

Объектом исследования

является процесс формирования и развития навыков устной английской речи на интенсивной основе в условиях средней общеобразовательной средней школы республики Дагестан.

Предметом исследования

настоящей разработки является методика интенсивного обучения навыкам и умениям устной английской речи учащихся 6-7 классов массовой школы.

Цель исследования

заключается в разработке научно-обоснованной и экспериментального-проверенной методической системы по использованию резервных возможностей учащихся на основе личностно-ориентированного обучения ИЯ, т.е. доверительного построения на смыслах в процессе общения в системах учитель-ученик, учитель-группа, ученик-ученик при использовании накопленного лингвистического опыта обучаемых в родном, русском и иностранном языках.

Гипотеза исследования:

Организация интенсивного обучения устно речевому аспекту английского языка в 6-7 классах общеобразовательной школы может эффективной если она:

- базируется на целенаправленном использовании комплекса дидактических средств, предусмотренных концепцией личностно-ориентированного подхода к формированию иноязычных речевых навыков и умений;

- основывается на требовании организовать интенсивный учебный процесс и по содержанию и по форме таким образом, чтобы учащиеся получили возможность рассмотреть все явления индивидуальной и общественной жизни через призму их диалогового характера.

- будет осуществлена при усилении влияния ролевого обучения, игровых ситуаций, которые «непосредственно направлены на приведение в действие механизмов мотивации и тем самым на повышение эффективности обучения» [Зимняя И.А. Психологические особенности…].

Для достижения намеченной цели необходимым представлялось решение следующих задач следования:

- проанализировать теоретико-методологические аспекты реализации обучения интенсивным основам иноязычной речи в условиях массовой школы с перспективой получения результативности;

- провести практические наблюдения за состоянием возможностей учащихся в урочных по построению функциональных типов диалогических речевых высказываний в английском и русском языках в методических целях;

- организовать дидактико-методическую базу в целях осуществления не фрагментарной, а системной игровой и ролевой деятельности обучаемых в условиях интенсификации процесса обучения ИЯ;

- осуществить отбор и организацию учебного материала для обучения 6-7 классов интенсивным иноязычным речевым навыкам и умениям.

- разработать систему тренировочных коммуникативно направленных упражнений (заданий) по формированию и развитию устной иноязычной речи с использованием резервных возможностей обучаемых;

- экспериментально проверить эффективность разработанной методической системы по ускоренному формированию навыков и умений английской устной речи в естественных условиях городской школы;

- составить соответствующие методические рекомендации для учителей средних общеобразовательных школ на материалах научной разработки обучения интенсивным основам обучения иноязычной речи на базе диалоговой коммуникации и ролевых (игровых) естественных и учебных ситуаций.

В решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- анализ психолого-педагогической, методической и лингвистической литературы, связанной с учебно-методическими материалами, пособиями, и информационно-коммуникативными технологиями, относящими к проблеме исследования;

- наблюдение за процессом обучения в английскому языку в средних общеобразовательных школах;

- анкетирование, собеседование и тестирование в целях выявления достоверности полученных результатов обучения, а также выявления данных о компетентности обучаемых;

- педагогический эксперимент в двух формах и анализ результатов проведенных контрольных срезов.

Научная новизна исследования

состоит в том, что в нем:

- определены лингвистические и дидактико-методологические предпосылки формирования навыков интенсивной английской речи в 6-7 классах дагестанской школы;

- проведено сравнительно сопоставительное исследование диалогических и монологических высказываний на английском и русском языках в условиях массовой школы;

- установлена типология трудностей, обусловленных интерферирующим влияниям русского языка при обучении устно речевому аспекту английского языка на интенсивной основе;

- разработан специальный комплекс речевых коммуникативных упражнений (заданий) по формированию и развитию навыков и умений интенсивной устной английской речи на среднем этапе обучения в массовой школе.

Теоретическая значимость

научной работы заключается в выявлении педагогических условий реализации формирования и развития навыков и умений устной речи на английском языке в условиях использования речевых возможностей обучаемых на базе общеобразовательной средней школы республики Дагестан; выделении ключевых компонентов субъекно-субъектной коммуникации в режиме личностно-ориентированного общения, что понимается как открытое доверительное построенное на смыслах, общение в системах учитель-ученик, учитель-группа, ученик-ученик.

Практическая значимость

исследования определяется тем, что его научные результаты, апробированные экспериментальным путем, полученные в естественных условиях практики городской школы Дагестана, могут быть использованы учителями иностранных языков, работающими в дагестанских городских и сельских школах, а также и в других инновационных образовательных учреждениях РД при изучении иностранных языков.

Таким образом, все вопросы связанные с проблемой организации интенсивного обучения устно речевому аспекту английского языка в 6-7 классах средней общеобразовательной школы, ставшие предметом изучения способствовали построению следующей композиции дипломной работы, состоящей из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Подробно о педагогике:

Сущность, задачи, содержание, пути осуществления сенсорного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все э ...

Понятие «личность» в российской педагогике
Вторая половина XIX в. явилась важным периодом в истории российской педагогики, долгое время находившейся под значительным влиянием западноевропейской науки. Благодаря деятельности П.Г. Редкина, П.Д. Юркевича, Н.И. Пирогова и других выдающихся представителей общественно-педагогического движения пос ...

Концепции проблемного обучения, психологические условия организации проблемного обучения
Поскольку традиционное обучение во многом не отвечает современным требованиям, существует объективная необходимость применения новых методов обучения, которые позволяют формировать творческих знающих специалистов, способных самостоятельно решать сложные профессионально-производственные и научные пр ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru