2) тесты для определения уровня владения иностранным языком - квалификационные (proficiency tests) - для выявления общих навыков и умений с целью распределения учащихся по группам в зависимости от их владения ИЯ;
3) тесты достижений (achievement tests) - итоговые тесты для определения достижений по данной методике, учебнику и т.д. - служат средством текущего или итогового контроля;
4) тесты диагностические (diagnostic tests) - для выявления наиболее слабых и сильных сторон учащихся в изучении отдельных навыков ИЯ и для своевременного принятия мер по преодолению слабых сторон, а также выявления причин испытываемых при этом трудностей.
Использование этих тестов связано с признанием индивидуальных различий в способностях к языку, возможно, и различий в природных предпосылках этих способностей. Тесты по определению успешности овладения иностранным языком, как правило, учитывают навыки речи на родном языке и индивидуально-психологические особенности учащихся (восприятие, воображение, память и т.д.). По А.Л. Леонтьеву, может тестироваться:
1) степень отработанности (автоматизации) того или иного речевого навыка;
2) степень организованности речевых операций в речевое действие, т.е. отработанности речевых умений;
3) система навыков и умений речи на родном языке как база для овладения навыками и умениями иноязычной речи;
4) индивидуальные психофизиологические особенности, облегчающие или затрудняющие формирование соответствующих навыков.
Диагностика, по мнению П. Пимслера, преследует цель получения возможно более полной информации об отдельном учащемся и использования ее для повышения эффективности обучения каждого. В области обучения иностранным языкам это означает стремление к выявлению "слабоуспевающего" раньше, чем он приступит к изучению иностранного языка. Этой задаче и служит созданная П. Пимслером "батарея тестов" способностей к иностранным языкам LAB (language aptitude battery). Автор выделяет три фактора, определяющие успешность овладения иностранным языком:
1) уровень речевого развития, под которым подразумевается владение лексикой родного языка (при помощи теста "вокабуляр" определяется характеристика индивидуального словаря на родном языке); выявляется умение применять вербальный материал аналитически, например учащемуся предъявляются серии неизвестных ему иноязычных форм и их английские эквиваленты. Требуется провести анализ и сформулировать свои предположения относительно того, как могли бы быть выражены на этом языке другие понятия;
2) мотивация к изучению ИЯ (учащийся указывает, насколько его интересует изучение ИЯ, выбирая из пяти предложенных на бланке вариантов);
3) слуховой анализ, измеряемый в двух аспектах: различение звуков (учащийся должен определить, какое из трех слов, ранее предъявленных и схожих по звучанию, употреблено в каждом из последующих предложений, предъявляемых на слух) и звуко-знаковая связь (после прослушивания квазислов, состоящих из 2-3 слогов, учащемуся предлагается выбрать из четырех слов правильное написание одного из прослушанных ранее пунктов). Способность к слуховому анализу часто является причиной различий в способностях к изучению иностранных языков, так как эти различия невозможно объяснить только на основе общего развития или мотивации.
При проведении диагностики успешности овладения ИЯ у учащихся с различными соотношениями параметров "вокабуляр", "языковой анализ", "различение звуков" и "звуко-знаковая связь" обнаружена высокая корреляция с итоговыми оценками по изучению ИЯ и показателями теста диагностического.
Подробно о педагогике:
Краткая биография Корнея Чуковского
Корней Иванович Чуковский (Николай Иванович Корнейчуков) родился в Петербурге в 1882 году в бедной семье. Свое детство он провел в Одессе и Николаеве. В одесской гимназии он познакомился и подружился с Борисом Житковым, в будущем также знаменитым детским писателем. Чуковский часто ходил в дом к Жит ...
Общение в педагогической деятельности, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса
Неоспоримый факт, что «конечный продукт» педагогической деятельности учителя — духовный мир его воспитанников — их жизненная позиция, общая культура, мировоззрение, эрудиция, достигнутый уровень воспитанности и развития. Для того чтобы реализовать эту высокую задачу педагог должен обладать совокупн ...
Сценарий праздника, посвящённого дню Защитника Отечества: «Русский
солдат умом и силой богат»
23 февраля - день воинской славы России, которую российские войска обрели на полях сражений. Изначально в этом дне заложен огромный смысл - любить, почитать и защищать свою Отчизну, а в случае необходимости, уметь достойно ее отстоять. Защищать родную русскую землю воинам приходилось очень часто, н ...