Принципы формирования готовности к межкультурной коммуникации

Страница 2

Этой же цели служат уроки, посвященные праздникам Великобритании и США, знакомства с достопримечательностями городов, с сокровищами музеев, картинной галереей, викторины по страноведению, уроки - лекции об обычаях, нравах к традициях народов этих стран [18; 18-19].

Обучать языку - значит обучать культуре. Усвоение языка есть усвоение соответствующих различий в мире - концептуальных систем.

Обучение иностранному языку должно происходить на материале об истории страны изучаемого языка, о культуре, быте и традициях данного народа. Учебный материал должен вызывать естественную заинтересованность обучаемого, он должен нести в себе новую информацию. При изучении такого материала нельзя не учитывать родную культуру обучаемых, материал необходимо преподносить в сравнении с родной культурой и историей, т.к. типичная для жизни носителей языка ситуация не всегда может адекватно воспринята обучаемыми. Необходимо учить не только тому, как правильно сказать, но и тому, где это будет уместно [38; 19].

Следовательно, обучение естественному, живому языку возможно лишь при условии использования материалов, взятых из жизни носителей языка или составленных с учетом особенностей их культуры и менталитета в соответствии с принятыми речевыми нормами. Основным направлением в работе должно быть не противопоставление, а сопоставление этнопсихологии народов.

Итак, принцип культурологического насыщения содержания обучения способствует активизации учебного процесса, повышению познавательной активности студентов, расширяет их коммуникативные возможности, способствует мотивации к более глубокому изучению иностранного языка, формированию готовности к межкультурной коммуникации.

В качестве второго педагогического принципа мы рассматриваем принцип ориентации на гуманитарные ценности.

Специфика образовательной сферы определяется социально- экономическим и политическим контекстом. На смену командно- административной педагогике пришла гуманистическая педагогика. Гуманизм (с лат. - «человеческий, человечный) в философском смысле - исторически изменяющаяся система воззрений, признающая особую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих сил и способностей, считающая благо человека приоритетным критерием в оценке деятельности социальных институтов.

С позиции более широкого понимания, гуманизация образования - это развитие образовательных систем с учетом признания одной из приоритетных ценностей личности педагога и обучаемого, гармонизация их интересов, взаимоотношений и условий для их развитая и саморазвития.

Таким образом, принцип ориентации на гуманитарные ценности рассматривается как принцип социальной защиты человека, как принцип очеловечивания отношений обучаемых между собой и педагогами, когда педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к чему, Участникам педагогического процесса должна быть предоставлена определенная возможность для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания. Речь идет о поиске выхода за узкие рамки языковых аспектов обучения иностранному языку в область личных отношений VI интересов субъектов педагогического процесса.

Итак, проблема гуманизации и гуманитаризации образования носит более глубокий смысл, чем приобщение человека к гуманитарной культуре.

Смысл и тем, что необходимо гуманизировать профессионалов. А для этого необходимо:

во-первых, пересмотреть смысл понятия «фундаментализация образования», вложив в него новый смысл и включив в основную базу знаний науки о человеке и обществе;

во-вторых, формирование системного мышления, единого видения мира без разделения на «физиков» и «лириков», потребует встречного движения и сближения сторон. Техническую деятельность необходимо гуманизировать. Но и гуманитариям следует сделать шаги в сторону освоения общечеловеческих ценностей и знаний, накопленных в научно-технической сфере, именно разрыв технической и гуманитарной подготовки привел к обеднению гуманитарного содержания учебно-воспитательного процесса, снижения творческого и культурного уровня специалиста, к экономическому и правовому нигилизму, а в конечном счете - к снижению потенциала науки и производства [20; 49].

Сущность гуманитаризации образования видится не только в увеличении доли гуманитарных дисциплин в учебных планах вуза, а прежде всего в формировании культуры мышления, творческих способностей обучаемых на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия.

Этот принцип достигается в том случае, если система обучения иностранному языку будет максимально ориентирована на личность обучаемого, его реальные потребности и мотивы, социокультурные и индивидуальные программы развития.

Следующим принципом формирования готовности к межкультурной коммуникации является принцип толерантности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Педагогические стратегии в профилактике и коррекции адаптационных нарушений в развитии детей
Содержание учебного материала Гармонизация условий жизни, средовых влияний, режимной, эмоциональной, дидактической нагрузки с учетом особенностей и проблем развития школьника как основная педагогическая стратегия в профилактике и коррекции адаптационных нарушений. Место и значение формирования пози ...

Условия реализации рейтингового контроля как средство повышения эффективности учебного процесса в профессиональном училище
Внедрение любых инноваций требует создания определенных условий для получения положительных результатов.Обратимся к исследованию условий реализации рейтингового контроля в учебном процессе. М.В. Катханов в своей работе пишет: «Для того чтобы применять рейтинговый контроль как средство повышения эфф ...

Подготовка и проведение педагогического эксперимента по модели стимулирования эвристической деятельности младшего школьника на уроках природоведения
«Образование без воспитания нравственности - это взращивание угрозы обществ» (Теодор Рузвельт). Приобщение ребенка с ранних лет к природе, возвращение его к естественной среде обитания имеет очень большое значение не только для формирования его нравственности, но в еще большей степени отвечает совр ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru