Принципы формирования готовности к межкультурной коммуникации

Страница 5

Известно, что изучение иностранного языка - сложный процесс. Поэтому необходимо, чтобы у студентов была мотивация для изучения иностранного языка. «Мотивация в современной психологии означает совокупность побуждении, вызывающих активность индивида и определяющих ее, т.е. система факторов, детерминирующих поведение.

Речевая деятельность, обучение языку должны быть связаны с развитием творческого мышления и фантазия обучаемых. Научить творчески пользоваться языком можно только лишь в процессе активного общения на этом языке. Поэтому процесс изучения языка должен иметь активный характер.

Принцип активности в обучении иностранному языку выражается в самостоятельной групповой и коллективной формах обучения, Личность развивается только в процессе собственной деятельности. Итак, принцип активности при изучении иностранного языка является серьезным фактором повышения эффективности работы по формированию готовности студентов гуманитарных вузов к межкультурной коммуникации.

Следующим принципом обучения иностранному языку три формировании готовности студентов к межкультурной коммуникации является создание у студентов черт вторичной языковой личности.

Как нами было отмечено, языковая личность складывается из способностей обучаемого осуществлять различные виды речемыслительной деятельности и использовать разного рода коммуникативные роли в условиях социального взаимодействия людей друг с другом и окружающим их миром.

Принцип ориентации обучения иностранному языку на формирование в обучаемом черт вторичной языковой личности делает актуальной задачу не просто научить обучаемого вести себя кал носитель изучаемого языка, но и развить у него способность к адекватному взаимодействию с представителями иных культур и социумов [37; 125].

Очевидно, что реализовать это положение возможно лишь в том случае, если система обучения предмету будет максимально ориентирована на личность обучаемого, его реальные потребности и мотивы, социокультурные и индивидуальные программы развития. Поэтому учебный процесс должен быть построен с позиции логики развития обучаемого, его индивидуальной программы усвоению изучаемого языка. Для успешного усвоения иностранного языка обходимо проявление студентом собственной активности радость и удовольствие от общения субъектов учебного процесса друг с другом от всего того, чем необходимо заниматься на уроках. Речь должна идти о формировании у обучаемых вторичного языкового сознания. Наряду с этим не менее важным является формирование у обучаемых вторично когнитивного сознания - информационной картины мира.Известно, что формирование вторичной языковой личности в отрыве от естественной языковой среды очень сложно. Однако, при наличии благоприятных для решения этой задачи условий: высокого качества профессиональной подготовки преподавателя, возможности выхода на непосредственный контакт с носителями изучаемого языка, овладения обучаемыми элементами семиотического кода изучаемой культуры, на котором обучаемые подключаются к «иной картине мира», реализующейся в тезаурусе инофонной личности и др., достижение поставленной цели возможно. Таким образом, основной задачей при формировании вторичной языковой личности является усвоение обучаемыми колоссальной внеязыковой информации, необходимой дня адекватного общения и взаимопонимания на межкультурном уровне, развитие качеств, позволяющих осуществлять общение с представителями иных культур. Данные качества появляются при овладении обучаемым «языковой картиной мира» носителей этого языка (формирование вторичного языкового сознания) и «глобальной (концептуальной) картиной мира», позволяющей человеку понять новую для него социальную действительность [37; 144].

В процессе формирования черт вторичной языковой личности происходит коммуникативное, социокультурное и когнитивное развитие обучаемых, что позволяет им понять и усвоить чужой образ жизни и поведения (освобождение от стереотипов;, употреблять язык во всех его проявлениях в процессе межкультурного общения, расширить «индивидуальную картину мира» за счет приобщения к «языковой картине мира носителей изучаемого языка.

Показателем сформированности вторичной языковой личности является межкультурная компетенция (в ее взаимосвязи о коммуникативной компетенцией), ибо межкультурная компетенция связана с осмыслением картины мира иной социокультуры, познанием смысловых ориентиров другого лингвосоциума. умением сравнивать социокультурный опыт народа изучаемого языка с собственным опытом и способностью участвовать в межкультурном диалоге.

Итак, исходя из вышеизложенного мы можем сказать, что возможности иностранного языка как учебного предмета в формировании готовности студентов к межкультурной коммуникации поистине уникальны. В процессе овладения студентами новым средством общения - иностранным языком у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности, а также личностные качества: общечеловеческие ценностные ориентации, интересы, воля др. Кроме того, приобщение студентов с помощью иностранного языка к иной культуре позволяет им осознать себя как личность, принадлежащую к определенной социокультурной общности людей, с одной стороны, а с другой - воспитывает в нем уважение и терпимость к другому образу жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Формы проявления жестокого обращения с детьми и индикаторы домашнего насилия
жестокий ребенок насилие домашний Проблема насилия над детьми до недавнего времени оставалась закрытой в нашей стране. Эта тема замалчивалась и отвергалась обществом, порождало множество заблуждений и неверных представлений. Беспристрастные данные статистики МВД о количестве зарегистрированных прес ...

Метафора и сказка, как коррекционный прием
В работе с детьми симптом не столько проявление психологической и социальной патологии, сколько результат блокировки ресурсов (естественных способностей и возможностей ребенка). Ребенок открывает для себя безбрежный океан ощущений, и в ходе их осмысления (как правильного, так и неправильного) могут ...

Условия реализации рейтингового контроля как средство повышения эффективности учебного процесса в профессиональном училище
Внедрение любых инноваций требует создания определенных условий для получения положительных результатов.Обратимся к исследованию условий реализации рейтингового контроля в учебном процессе. М.В. Катханов в своей работе пишет: «Для того чтобы применять рейтинговый контроль как средство повышения эфф ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru