Несмотря на недостатки названных программ, в работе детских садов было много яркого, интересного, являющегося результатом творчества отдельных садов и воспитателей.
Большое значение для дальнейшего развития дошкольных учреждений имели правительственные постановления о воспитании дошкольников. Постановлением от 6 июля 1935 г. «О мероприятиях по упорядочению работы детских садов» устанавливалась 9-часовая длительность работы детских садов. Там, где это было необходимо, рекомендовалось увеличение времени paботы детского сада до 14—15 часов и круглосуточное обслуживание детей только в случаях, вызванных условиями работы матери.
Весьма значительную роль в повышении качества воспитательной работы в детских садах сыграло постановление Центрального Комитета ВКП (б) “О педологических извращениях в системе Наркомпросов (4 июля 1936 г.).
Н. К. Крупская отмечала, что дошкольное воспитание было той областью, где педология пустила особо глубокие корни и где особенно остро сказался отрыв от коренных и жизненных задач воспитания подрастающего поколения.
Постановление ЦК ВКП (б) “О педологических извращениях .”, подвергнув серьезной критике ошибки в теории дошкольного воспитания и в практике работы детских садов, восстанавливало в правах педагогику как науку и педагогов как воспитателей. Перед ними была поставлена задача руководить развитием детей в соответствии с целями коммунистического воспитания. Ответственность за результаты работы дошкольных учреждений в области коммунистического воспитания возлагалась на руководителей. Должное место в практике дошкольной работы заняло физическое воспитание детей. Оно стало рассматриваться как одна из важнейших сторон коммунистического воспитания детей дошкольного возраста.
В детских садах велась разнообразная воспитательная работа. Большое место занимало привитие детям культурно-гигиенических навыков, что имело важное значение для развития общей культуры и семейного быта. Детям создавали в детском саду условия радостной жизни, проводились игры и занятия. У ребят воспитывали любовь к Советской Родине и расширяли их общий кругозор, формировали наблюдательность, инициативу и творчество. С 1936 г. в детских садах впервые стали устраивать новогодние елки, доставлявшие воспитанникам много радости.
В системе общественного дошкольного воспитания выросли энтузиасты-воспитатели, умевшие хорошо организовать работу с родителями и общественностью, обладавшие высоким педагогическим мастерством, повышавшие свой идейно-политический и теоретический уровень и активно участвовавших в общественной работе.
Для проведения методической работы, передачи и широкого внедрения опыта лучших детских садов стали создаваться методические кабинеты. Изучение и распространение передового опыта, занявшее большое место в их работе, стало одним из источников дальнейшего развития дошкольной педагогики.
В 1938 г. были разработаны “Устав и программно-методические указания”, названные “Руководством для воспитателя детского сада”. К составлению и обсуждению этих документов был привлечен широкий актив воспитателей, методистов, научных работников. Непосредственное участие в создании этих документов принимала Н. К. Крупская.
Материал “Руководства .” включал в себя введение и семь глав: “Физическое воспитание”, “Игра”, “Развитие речи”, “Рисование”, “Лепка и занятия с другими материалами”, “Музыкальное воспитание”, “Знакомство с природой и развитие первоначальных математических представлений”.
“Устав” и “Руководство .” стали обязательными документами для детских садов независимо от того, в чьем ведении они находились.
В “Уставе” было записано, что цель воспитания в детском саду — это всестороннее развитие детей и воспитание их в духе коммунизма. Конкретизировались задачи работы, принципы комплектования, определялись типы детских садов, их структура. Были сформулированы санитарно-гигиенические требования к питанию и помещению детского сада. Указывалось, что вся работа в детском саду должна проводиться на родном языке детей.
В соответствии с “Уставом” заведующая детским садом и воспитатели должны были иметь специальное образование, особо определялись задачи и программа работы родительских комитетов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что программы 30-х годов ХХ века – это первая попытка четко определить задачи и объем содержания работы с детьми как для детского сада в целом, так и по каждой возрастной группе. Программы упорядочивали работу детских учреждений, делали ее целенаправленнее и содержательнее. Но роль воспитателя недооценивалась. Воспитатель должен был работать по «организующим моментам», вне зависимости от потребностей ребенка. В методических записках перечислялись конкретные темы для бесед с детьми, с их родителями (согласно «оргмоментам»). Детская самостоятельность сводилась практически к минимуму, свободное время занимала не игра, а посильный детский труд. Выбор деятельности для ребенка исходил от воспитателя, а он, в свою очередь, подчинялся Программе.
Подробно о педагогике:
Актуализация знаний
- Я очень рада вас видеть, и думаю, что музыка, под которую вы вошли в класс, помогла нам настроиться на встречу…со сказками. - А точнее, мы продолжим разговор о творчестве великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина. И сегодня мы откроем страничку, посвященную сказкам Пушкина, которые вдохновил ...
Учебно-методические комплексы по лыжной подготовке для детей среднего
дошкольного возраста
Учебно-методический комплекс – это совокупность всех Учебно-методических документов (планы, программы, учебные пособия) представляющих собой проект системного описания Учебно-воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике: является дидактическим средством управления под ...
Этапы становления технологического образования в России
Борясь за создание единой трудовой политехнической школы, основоположники советской педагогики Н.К. Крупская, А.Г. Калашников, А.В. Луначарский, С.Т. Шатский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко развивали положения о политехнической подготовке применительно к новым, в то время, экономическим условиям. Тр ...