Педагогическая наука в XIX веке

Страница 1

С XVIII века начинается профессиональная подготовка учителей. В 1732 году, в частности, открывается первая учительская семинария в Германии (г. Штеттин). В 1779 году учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804 года последовало открытие в России педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой научной дисциплины, а в 1840 году в Главном педагогическом институте открывается кафедра педагогики.

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для детей крестьян и осуществлял там свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на развитие творческой самостоятельности детей, стремился к воплощению теории «свободного воспитания», создал учебник для начальной школы «Азбука».

В России цельную дидактическую систему разработал педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870 гг.). Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения. Идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. Он показал, что знать человека во всех отношениях – это значит изучить его физические и психические особенности.

Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом. В своем капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869 гг.) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Особое внимание обратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, «духа времени», его культуры и передовых общественных идеалов.

Таким образом, особое значение Ушинский придавал преподаванию истории, поскольку главной целью воспитания, по его мнению, является формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он выступал за независимость ее от науки и школы, выступал против руководящей роль духовенства в школе. По его мнению, религия должна идти рука об руку со светской педагогикой, но, ни в коем случае не преобладать над ней.

Проблемы нравственного воспитания представлены у К.Д. Ушинского как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, который исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга – «высказать смелое слово истины» против гнета и насилия. Таким образом, центральное место в преподавании в рамках программы средних школ он, наряду с «родным словом» придавал истории.

Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он требовал от учителя активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества. Таким образом, К.Д. Ушинский по праву считается основоположником научной педагогики в России.

В 1864 году был утвержден новый Устав средних школ. Согласно ему ученики были обязаны вносить плату за обучение, но от платы освобождались дети малоимущих родителей (количество освобожденных не могло превышать 10% от общего числа учащихся). По Уставу предусматривалась также выдача единовременных пособий, стипендий особо отличившимся ученикам. Помимо прочего, Устав объявлял также о создании гимназий классического и современного образования с 7-ми летним курсом обучения. Кроме того, были узаконены три типа средней школы: классическая гимназия с латинским языком, классическая гимназия с двумя древними языками и реальная гимназия без древних языков.

По этому же уставу предусматривалось сосуществование министерских, земских и частных начальных школ, он также позволял создание общественных инициативных комитетов по учреждению начальных школ. Еще с конца 1850 гг. возникают воскресные школы, школы для детей из народа, школы на новых педагогических идеях и принципах.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Особенности деятельности педагога-организатора в общеобразовательной школе
Педагог-организатор содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся (воспитанников, детей), расширению социальной сферы в их воспитании. Изучает возрастные и психологические особенности, интересы и потребности обучающихся, воспитанников, детей в учреж ...

Основные направления логопедической работы с детьми с ЗПР
Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов развития речевой и познавательной деятельности ребенка, соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза. Одним из характерных признаков интеллектуальной недоста ...

Методика использования малых форм фольклора в работе с детьми пяти-шести лет
Основным содержанием работы на занятиях по развитию речи является обучение способам наилучшего использования языковых средств для образного выражения задуманного содержания на основе развития всех сторон речи. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводятся на материале фразео ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru