Педагогическая наука в XIX веке

Страница 1

С XVIII века начинается профессиональная подготовка учителей. В 1732 году, в частности, открывается первая учительская семинария в Германии (г. Штеттин). В 1779 году учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804 года последовало открытие в России педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой научной дисциплины, а в 1840 году в Главном педагогическом институте открывается кафедра педагогики.

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для детей крестьян и осуществлял там свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на развитие творческой самостоятельности детей, стремился к воплощению теории «свободного воспитания», создал учебник для начальной школы «Азбука».

В России цельную дидактическую систему разработал педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870 гг.). Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения. Идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. Он показал, что знать человека во всех отношениях – это значит изучить его физические и психические особенности.

Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом. В своем капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869 гг.) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Особое внимание обратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, «духа времени», его культуры и передовых общественных идеалов.

Таким образом, особое значение Ушинский придавал преподаванию истории, поскольку главной целью воспитания, по его мнению, является формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он выступал за независимость ее от науки и школы, выступал против руководящей роль духовенства в школе. По его мнению, религия должна идти рука об руку со светской педагогикой, но, ни в коем случае не преобладать над ней.

Проблемы нравственного воспитания представлены у К.Д. Ушинского как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, который исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга – «высказать смелое слово истины» против гнета и насилия. Таким образом, центральное место в преподавании в рамках программы средних школ он, наряду с «родным словом» придавал истории.

Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он требовал от учителя активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества. Таким образом, К.Д. Ушинский по праву считается основоположником научной педагогики в России.

В 1864 году был утвержден новый Устав средних школ. Согласно ему ученики были обязаны вносить плату за обучение, но от платы освобождались дети малоимущих родителей (количество освобожденных не могло превышать 10% от общего числа учащихся). По Уставу предусматривалась также выдача единовременных пособий, стипендий особо отличившимся ученикам. Помимо прочего, Устав объявлял также о создании гимназий классического и современного образования с 7-ми летним курсом обучения. Кроме того, были узаконены три типа средней школы: классическая гимназия с латинским языком, классическая гимназия с двумя древними языками и реальная гимназия без древних языков.

По этому же уставу предусматривалось сосуществование министерских, земских и частных начальных школ, он также позволял создание общественных инициативных комитетов по учреждению начальных школ. Еще с конца 1850 гг. возникают воскресные школы, школы для детей из народа, школы на новых педагогических идеях и принципах.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Ролевые игры как средство развития
Ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка. В ролевой игре школьники могут на иностранном языке активизировать и реализовать все компоненты общения. Критики несправедливо говорят о том, что ролевая игра «требует много времени». Наоборот: ролевая игра эффективно ...

Задачи и условия для трудового воспитания в ДОУ
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных ...

Исследование динамики развития умений письменной речи учащихся после использования системы упражнений в рамках коммуникативного метода
Целью данного этапа работы являлась проверка уровня развития умений письменной речи учащихся после проведения практической работы. Задача: создание эссе без непосредственной опоры на вербальные элементы на тему "My journey to…". При проведении контрольного среза учащимся двух групп было п ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru