VII. Решение поисковой задачи.
Факты |
Причины |
А. Окраска кожного покрова у разных людей отличается оттенком и цветом. После пребывании на солнце появляется загар. Б. Худые люди быстрее замерзают, чем полные. В. Специальными упражнениями можно "добиться" большей выразительности лица. Г. При виде собаки у кошки взъерошивается шерсть. Когда нам холодно или страшно, у нас "волосы встают дыбом". Д. Рассмотрите подушечки пальцев и капиллярные линии на них. Здесь расположена большая часть рецепторов кисти руки. Е. После бани "легче дышится". Ж. Приусиленном потоотделении уменьшается нагрузка на почки. |
1. Мимические мышцы придают лицу живость и выразительность, Сокращаясь, они образуют складки кожи, определяющие выражение лица. 2. Кожа участвует в газообмене. Дыхание кожи составляет примерно 2% всего ГВДООбмсна. Воздух проникает в полость трубки потовой железы. 3. Функцию почек частично выполняет кожа. Пот содержит 98% воды, 1% растворенной поваренной соли, 1% органических веществ. По составу пот близок к моче, но менее концентрирован. 4. У корня волоса есть крошечная мышца, сокращение которой поднимает волос. Это рудимент тех мышц, которые "топорщат" мех испуганного или переохлажденного животного. Человек в таких случаях покрывается гусиной кожей. 5. Цвет кожи определяется количеством красящего пигмента - меланина. При постепенном воздействии ультрафиолетовых лучей количество меланина увеличивается. 6. Подкожный жировой слой предохраняет от охлаждения. 7. На подушечках пальцев рецепторов больше, чем на ладонях. Они находятся в углублениях бороздок, образованных капиллярными линиями. Предметы обычно ощупываем подушечками пальцев, их узоры индивидуальны для каждого человека и поэтому используются в судебной медицине. |
Правильные ответы: А - 5; Б - 6; В - 1; Г - 4; Д - 7; Е - 2; Ж - 3.
VIII. Для закрепления материала предлагается следующая программированная работа.
Вопрос 1. Каковы функции кожи?
Ответ: а) защитная, поддержания постоянства состава внутренней среды организма; б) защитная, выделительная, дыхания, терморегуляции, рецепторная; в) защитная, рецепторная, секреторная, покровная; г) защитная, рецепторная, терморегуляции.
Вопрос 2. Каково строение кожи?
Ответ: а) надкожица, собственно кожа, рецепторы, сальные и потовые железы, волосы, ногти; б) надкожица, собственно кожа (рецепторы, сальные и потовые железы, волосяные сумки), подкожная жировая клетчатка, волосы, ногти; г) надкожица, подкожная жировая клетчатка, волосы, ногти.
Вопрос 3. Какие признаки кожи свидетельствуют о том, что нашими предками были млекопитающие животные?
Ответ: а) наличие волос, ногтей, рецепторов, б) потовых и сальных желёз; в) рецепторов в коже; г) волос и ногтей.
Вопрос 4. Какая ткань образует собственно кожу и какая подкожную жировую клетчатку?
Ответ: а) эпителиальная; б) соединительная; в) соединительная и нервная; г) соединительная и эпителиальная.
Вопрос 5. Какая ткань образует надкожицу?
Ответ: а) эпителиальная; б) соединительная; в) эпителиальная и нервная; г) нервная.
Вопрос 6. Почему на чистой коже микроорганизмы погибают?
Ответ: а) губительно действует вещество, выделяемое кожей; б) губительно действуют ультрафиолетовые лучи солнца и кислород воздуха; в) отсутствует питательная среда для микроорганизмов; г) на чистой коже не может быть микроорганизмов.
Ответы к работе: 1б; 2в; 3г; 4б; 5а; 6а.
При закреплении материма можно предложить и проблемные вопросы:
1. Почему, несмотря на непрерывное слущивание чешуек, кожа не становится тоньше и не изнашивается?
2. Объясните, почему человек на морозе в состоянии опьянения алкоголем быстрее трезвого замерзает и погибает, хотя первоначально ощущает тепло?
3. Человек лежит под одеялом и дрожит от озноба: "Холодно, накройте ещё чем-нибудь!" Его накрывают ещё одним одеялом, но он не может согреться. Человек заболел. Измеряют температуру его тела - 39,8°. Как же так? У больного высокая температура, у него жар, а ему холодно. Как объяснить это противоречие?
Подробно о педагогике:
Дистанционное образование на примере Современной Гуманитарной Академии
Дистанционное образование (ДО) стало реалией современной жизни как в развитых странах Запада, так и в России. По оценке отечественных специалистов, спрос на эту форму образования в стране уже в конце 1990-х годов был сопоставим со спросом на дневную форму обучения в вузах [1]. К примеру, Современна ...
Основные модели сетевой формы реализации
образовательных программ
Образовательная организация – образовательная организация, когда обе имеют лицензии на реализацию программ высшего образования; Образовательная организация – организация, осуществляющая воспитание. В этом случае для другой организации воспитание не является основным видом деятельности и она может ...
Семейное воспитание и его формы по А.С. Макаренко
Семейное воспитание - это осознанные усилия взрослых по взращиванию ребенка, которые направлены на то, чтобы младшие соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка. Одновременно семейное воспитание рассматривается как составная част ...