Педагогами Юнкман Л.И., Лихачева Т.Н., опираясь на теорию М. Монтессори, выделяют предметно-развивающую среду, как одно из условий успешного формирования качеств личности. Развитие познавательных процессов.
В настоящее время в период совершенствования и обновления системы дошкольного воспитания, гуманизации направленности педагогического процесса, особое значение придается созданию развивающей среды.
Среда, по определению Т.А. Ильиной, включает в себя все то, что окружает ребенка с рождения и до конца жизни, начиная с семьи и ближайшего окружения и кончая средой социальной. Среда может сдерживать, а может активизировать развитие, но быть безучастной к развитию не может.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. [147]
В разных источниках дается большое количество описание сенсорных материалов, интересных дидактических игр на развитие органов чувств.
По мнению педагогов Юнкман Л.И., Лихачевой Т.Н. многообразие и их большое количество создало некоторый беспорядок в их применении, поэтому в своей работе они упорядочили систему применения сенсорных материалов для планомерного, систематического пользования их детьми на занятиях и в свободной деятельности. [147]
В этом и помогает система М. Монтессори, построенная на организации деятельности в Монтессори-группах в детском саду в "свободной работе", то есть дети имеют возможность и умение свободно реализовывать свою познавательную активность. В условиях свободного выбора и при умении выбирать (о чем должен позаботиться Монтессори-учитель) ребенок может сам подойти к тому материалу, который внутренне необходим ему именно сейчас. В этих условиях Монтессори-учитель, наблюдая за выбором ребенка, имеет возможность определить уровень его актуального развития и наметить перспективы работы в зоне его ближайшего развития, заранее предлагая ребенку познакомиться с соответствующим дидактическим материалом.[] По определению М. Монтессори содержание этого длительного сензитивного периода (от 0 до 5,5) по сенсорному воспитанию составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов.
В связи тем, что все дети разные предметно-развивающая среда позволяет определить ребенку зону своего актуального развития.
Также современная развивающая среда должна предусматривать зону ближайшего развития.
Таким образом, педагоги пришли к выводу, что правильно организованная предметная среда может способствовать возрастному, индивидуальному, личностному развитии детей.
В своей работе мы также можем учитывать влияние предметно-окружающей среды, как одно из условий успешного формирования представлений о сенсорных эталонах цвета.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, работы по решению данной проблемы позволили прийти к следующим выводам:
- определена сущность понятия «сенсорного воспитания», под которым понимаются целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека;
- определены ее содержание и структурные компоненты, в качестве которых выступают овладение общественным сенсорным опытом, освоения наиболее рациональных способов обследования предметов, соотнесение с сенсорными эталонами;
Подробно о педагогике:
Ролевые игры как средство развития
Ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка. В ролевой игре школьники могут на иностранном языке активизировать и реализовать все компоненты общения. Критики несправедливо говорят о том, что ролевая игра «требует много времени». Наоборот: ролевая игра эффективно ...
Исследование основных психических процессов у детей 6-7 лет
В диагностике участвовали дети 6-7 лет детского сада №87 Центрального района города Санкт-Петербурга. Цель: выявить насколько развиты у детей 6-7 лет основные психические процессы: память, внимание и мышление. Методы исследования: методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейна, которая позво ...
Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у
детей
Задачи этого раздела можно рассматривать в трех направлениях: Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам). Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных ...