В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение этому явлению.
Например, Д.В. Вилькеев под проблемным обучением понимает такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания.
Сущность проблемного обучения И.Я. Лернер видит в том, что "учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям учебного заведения" [16].
По мнению Г.К. Селевко - "это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей"[26].
Е.Л. Мельникова утверждает, что "проблемное обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение материала через следующие этапы творчества:[21]
· Постановка проблемы.
· Поиск решения.
· Выражение решения.
· Реализация продукта и его оценивание.
Она также выделяет четыре уровня проблемного обучения:
· Учитель сам решает проблему при активном слушании и обсуждении учениками.
· Учитель ставит проблему, учащиеся самостоятельно или под руководством учителя решают её (побуждающий диалог).
· Учащиеся ставят проблему, учитель помогает её решить (подводящий диалог).
· Учащиеся сами ставят проблему и сами её решают.
Для того чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе начального образования, необходимо выполнять условия ее выполнения. Проблемное обучение целесообразно применять тогда, когда:
содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий;
ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности);
у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени.
Итак, можно выделить следующие преимущества проблемного обучения:
во-первых, появляются наибольшие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности учащихся;
во-вторых, существенный рост развития самостоятельности, ответственности, критичности и самокритичности, инициативности, нестандартности мышления, осторожности и решительности.
Таким образом, проблемное обучение имеет следующие положительные моменты:
· вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;
· способствует развитию познавательной активности;
· осознанности знаний;
· предупреждает появление формализма, бездумности;
· обеспечивает более прочное усвоение знаний;
· делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.
Подробно о педагогике:
Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников
Оценка – это определение и выражение в балах (отметка), а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценка имеет большое значение для управления как учебной деятельностью учителя, она должна служить также цели совершенствовани ...
История развития правового просвещения
Идея использования права для полного и гармоничного развития человека восходит к античному миру. Одним из первых обратился к изучению проблемы воспитания в человеке гражданской заинтересованности Сократ (ок. 469 - 399 гг. до н.э.). Он считал, что воспитать личность сложно, но главное - надо помочь ...
Литературный язык как высшая форма существования национального языка
Новый период истории, характеризующийся, в частности, развитием наций, побуждает к созданию повсеместно литературных языков. Литературные языки нормативны, т.е. подчинены в своём функционировании строгим «правилам», закономерностям, именуемым нормами. Литература отбирает из всего запаса языковых ед ...