История развития правового просвещения

Актуально о образовании » Правовое просвещение » История развития правового просвещения

Страница 1

Идея использования права для полного и гармоничного развития человека восходит к античному миру. Одним из первых обратился к изучению проблемы воспитания в человеке гражданской заинтересованности Сократ (ок. 469 - 399 гг. до н.э.). Он считал, что воспитать личность сложно, но главное - надо помочь ребенку стать достойным человеком. Ученик и последователь Сократа Платон (ок. 427 - ок. 348 гг. до н.э.) обосновал концепцию гражданского воспитания. В ее основе лежит идея гармонии как совокупности достоинств человека - гражданина. В V в. до н.э. предпринимаются попытки разобраться с тем, как можно достичь гармоничного формирования человека - гражданина.

Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) объясняет понятие «законопослушный» и формулирует концептуальное положение о взаимосвязи и позитивном воздействии законов на воспитание человека.

Около 450 г. до н. э., когда появились в Риме Законы ХII таблиц, правовому просвещению стали уделять особое внимание. Знание этих законов было обязательным, а следовательно, возникла потребность в светском юридическом обучении.

Идеи гражданского воспитания с подчинением закону, праву получили дальнейшее развитие в эпоху Нового времени. Так, Гельвеций (1715 - 1771) обосновал взаимосвязь законов и воспитания, показав, что совершенство воспитания зависит от уровня законов. Учение немецкого философа И. Канта (1724 - 1804) о государстве и праве затрагивало вопрос о воспитании. Он провозгласил «категорический императив», согласно которому надо поступать «так, чтобы правила твоего поведения могли стать принципом всеобщего законодательства». И.Кант, помышляя о самоопределении личности, подчеркивал важность проблемы формирования высоко - нравственного чувства - голоса совести. Мыслитель считал, что «разумной жизни личность может добиться», овладев наукой и обретя нравственность, долг. (3, с.46)

Российская императрица Екатерина II (1762 - 1796) в «Наказе» 1767г., высказывала необходимость «подготовки умов к осуществлению законов посредством школьных книг, которые содержат в себе изложение законов» . В 1783 году было издано предназначенное для чтения в народных городских училищах пособие «О должностях человека и гражданина».

По Уставу учебных заведений (1804) предусматривалось изучение вопросов общественного строя, государства, права в содержании двух учебных предметов: «Право естественное» и «Право народное» - в выпускных классах.

Правительство Николая I (1825 - 1855) разрабатывало проекты о практической подготовке воспитанников, «намеревающихся выйти из гимназии на службу». С этой целью в некоторых учебных заведениях Западной России и Кавказа было введено преподавание законоведения.

После отмены крепостного права (1861), Устав гимназий (1864) исключил законоведение из учебного плана, дав указание о необходимости бесед в послеурочное время по правовым вопросам, которые проводились либо директором учебного заведения, либо назначенным им преподавателем.

Активизация революционно-демократических сил в 60 - 70-е гг. XIX века заставила исключить изучение вопросов отечественного законодательства из учебных программ. Утвердилось мнение, что право должно быть предметом исключительно высшего образования.

Лишь только в 1905-1906 учебном году активизировалось преподавание законоведения в мужской средней школе. Преподавателям рекомендовалось обеспечить понимание детьми обязанностей перед государством. (3, с.127)

Столетия сменяли друг друга, а вопросы правового образования по- прежнему оставались актуальными.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Анализ результатов исследования, полученных через детское литературное и художественное творчество
Кроме работы по выбранной программе обучения на уроках природоведения экспериментатор говорит о необходимости охраны природных богатств, их рациональном использовании, значимости природных материалов в жизни человека, учит бережному, рациональному обращению с объектами природы и изделиями из них. В ...

Занятие по развитию речи «Путешествие по произведениям К.И. Чуковского»
Цель занятия: Выявить и обобщить знания по произведениям детского писателя К.И. Чуковского. Задачи занятия: 1) Закрепить полученные знания о творчестве К.И.Чуковского. 2) Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок. 3) Развивать речь, формировать чувство юмора. 4) Побуждать к активному учас ...

Значение музыкального и художественного оформления внеклассных мероприятий
Стержнем воспитательных систем многих школ стали богатые традиции коллективных творческих дел. Они обеспечивают демократичность поведения всех участников воспитательного процесса, особый школьный дух, школьный патриотизм, сотрудничество во взаимодействии «учитель – ученик - родитель», возвращение в ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru