Особенности ознакомления с окружающим миром детей с задержкой психического развития

Страница 1

В процессе коррекционного воспитания важно сформировать такие "предпосылки" мышления, как память, внимание, различные виды восприятия, развивать зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, пробуждать познавательную и творческую активность ребенка. Такой подход в совокупности с созданием условий для становления ведущих видов деятельности обеспечивает полноценную подготовку детей к обучению в массовой школе [12].

Существуют различные программы работы с детьми с задержкой психического развития:

1) Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Авторы: С.П. Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М. Капустина, И.Н. Волкова.

Программы предназначены для работы педагогов-дефектологов в специальных (коррекционных) группах ДОУ компенсирующего и комбинированного вида.

Цель: повысить уровень психического развития ребенка (интеллектуального, эмоционального, социального) при организации его коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Программы и методические рекомендации к ним строятся на основе преемственных связей между дошкольным и начальным школьным образованием: авторы дошкольных образовательных программ для детей с ЗПР одновременно являются и авторами программ для младших школьников с ЗПР. Это обстоятельство позволяет использовать программы ДОУ как пропедевтические по отношению к предметным программам начальной школы.

В комплект входят программы: "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи", "Ознакомление с художественной литературой", "Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте", "Развитие элементарных математических представлений" и примерное тематическое планирование занятий в соответствии с каждой из них.

Программа "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" нацелена на уточнение, расширение и систематизацию знаний и представлений детей об окружающей действительности. При этом, подчеркивает автор программы С.Г. Шевченко, такое обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы. Особой задачей программы выступает активизация словаря детей и формирование навыков связной речи.

Программа включает следующие основные разделы:

- ознакомление с природой;

- ознакомление с жизнью и трудом людей;

- сенсорное развитие;

- развитие пространственного восприятия;

- умственное развитие;

- речевое развитие;

- обучение в игре.

Тематический принцип планирования и построения педагогической работы по данному разделу позволяет сделать предметом внимания ребенка различные стороны окружающей его действительности - мир природы и мир социальных отношений.

Педагогам рекомендуется при изучении каждой темы обеспечить взаимосвязь таких видов деятельности детей, как непосредственное наблюдение за изучаемыми объектами, предметно-практическая деятельность, дидактические игры. При этом первоначальные представления дети получают во время специально организованных прогулок и экскурсий, их актуализация и уточнение происходят на занятиях, а закрепление и расширение - в сюжетно-ролевых и иных играх, которые организуются воспитателями вне занятий [15,16].

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Соотношение наглядности и моделирования в обучении
В связи с активным использованием моделирования в образовательных учреждениях особенно остро встает вопрос о соотношении наглядности и моделирования в обучении. Обе проблемы тесно связаны между собой, поскольку и моделирование, и наглядность имеют общую цель - выделение главного, существенного в из ...

Содержание, формы и методы эстетического воспитания старшеклассников в процессе обучения проектированию одежды
Экспериментальной базой для выявления использования проектной деятельности являлась МОУ средняя общеобразовательная школа № 16. Во время практики были проведены уроки в 11 классах по разделу "Проектирование и изготовление одежды". Из предложенного банка проектов, учащиеся выбрали проект & ...

Профессиональная самооценка
Профессиональная самооценка – это сознательные суждения педагога, в которых он пытается сформулировать свою значимость, определяемая общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях собственных достижений, моральными принципами, правилами поведения и т. д. Основными параметр ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru