Особенности ознакомления с окружающим миром детей с задержкой психического развития

Страница 1

В процессе коррекционного воспитания важно сформировать такие "предпосылки" мышления, как память, внимание, различные виды восприятия, развивать зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, пробуждать познавательную и творческую активность ребенка. Такой подход в совокупности с созданием условий для становления ведущих видов деятельности обеспечивает полноценную подготовку детей к обучению в массовой школе [12].

Существуют различные программы работы с детьми с задержкой психического развития:

1) Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Авторы: С.П. Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М. Капустина, И.Н. Волкова.

Программы предназначены для работы педагогов-дефектологов в специальных (коррекционных) группах ДОУ компенсирующего и комбинированного вида.

Цель: повысить уровень психического развития ребенка (интеллектуального, эмоционального, социального) при организации его коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Программы и методические рекомендации к ним строятся на основе преемственных связей между дошкольным и начальным школьным образованием: авторы дошкольных образовательных программ для детей с ЗПР одновременно являются и авторами программ для младших школьников с ЗПР. Это обстоятельство позволяет использовать программы ДОУ как пропедевтические по отношению к предметным программам начальной школы.

В комплект входят программы: "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи", "Ознакомление с художественной литературой", "Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте", "Развитие элементарных математических представлений" и примерное тематическое планирование занятий в соответствии с каждой из них.

Программа "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" нацелена на уточнение, расширение и систематизацию знаний и представлений детей об окружающей действительности. При этом, подчеркивает автор программы С.Г. Шевченко, такое обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы. Особой задачей программы выступает активизация словаря детей и формирование навыков связной речи.

Программа включает следующие основные разделы:

- ознакомление с природой;

- ознакомление с жизнью и трудом людей;

- сенсорное развитие;

- развитие пространственного восприятия;

- умственное развитие;

- речевое развитие;

- обучение в игре.

Тематический принцип планирования и построения педагогической работы по данному разделу позволяет сделать предметом внимания ребенка различные стороны окружающей его действительности - мир природы и мир социальных отношений.

Педагогам рекомендуется при изучении каждой темы обеспечить взаимосвязь таких видов деятельности детей, как непосредственное наблюдение за изучаемыми объектами, предметно-практическая деятельность, дидактические игры. При этом первоначальные представления дети получают во время специально организованных прогулок и экскурсий, их актуализация и уточнение происходят на занятиях, а закрепление и расширение - в сюжетно-ролевых и иных играх, которые организуются воспитателями вне занятий [15,16].

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Методы и формы организации контроля на уроках русского языка
Методы контроля – это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижении учебно-познавательной деятельности учащихся, об эффективности работы учителя. Они призваны определить результативность преподавания и учения на всех этапах учебного процесса. В практике работы школы при ...

«Инструкция по ведению очага и детского сада» 1919 года о роли педагога в организации детской жизни
Первым программным документом была "Инструкция по ведению очага и детского сада" (1919 г.). Центральное место в этом документе занимали вопросы организации обстановки, обеспечивающей проявление детской активности и инициативы. «Детский очаг, в котором дети пребывают не менее восьми часов, ...

Теоретические основы проблемного обучения в начальной школе
Технология проблемного обучения не нова, она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школах. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 году в Чикаго опытную школу, в ко ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru