2) Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения
Авторы: Г.Л. Кузнецова, В.В. Колевникова, С.М. Тарамышева, Л.В. Чабан, Н.В. Щербатова, В.Н. Логинова, Н.С. Логинова, Н.С. Пикалова, Е.А. Паклерова, В.Ф. Гончарова, В.Н. Воробьева, Д.В. Хакимова, Н.Я. Афлетонова, С.Н. Савинова, Н.Н. Юнусова, Л.П. Курбатова, Г.Н. Файзаханова, О.Б. Кучерова, З.И. Косенко, С.Н. Паклинова, Л.Ш. Монина.
Программно-методическое пособие предназначено для специалистов ДОУ, работающих с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Цель: систематизация, обобщение и обогащение содержания коррекционно-развивающего образования детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях ДОУ.
Содержание
Рассмотрим блок "Познавательное и речевое развитие дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром". Он решает следующие задачи:
- уточнение, расширение, обогащение представлений дошкольников о себе, окружающем предметном и социальном мире;
- формирование умения наблюдать, выделять существенные признаки, изучаемых предметов и явлений, делать обобщения и простые выводы, использовать полученные знания в повседневной жизни;
- развитие психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) коррекция недостатков;
- уточнение и обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с окружающей действительностью;
- формирование лексико-грамматических средств языка, развитие навыков связной речи;
- развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка;
- формирование основ экологических знаний в процессе ознакомления с природой [2,3].
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируются представления о явлениях живой и неживой природы. Занятие проводит учитель-дефектолог. Его основная задача расширение кругозора, уточнение представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности, ребенка знакомят с основами безопасности жизни (ОБЖ), осуществляет экологическое образование. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом обогащения словаря, уточнения значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения направленные на развитие познавательных процессов. У детей развивается наблюдательность и умение видеть закономерности в природе.
Таким образом, в различных программах задачи ознакомления с окружающим миром являются одними из ведущих.
Выводы по главе 1
Таким образом, к концу дошкольного возраста большинство детей с ЗПР оказываются способны выделять существенные признаки явлений, однако нормально развивающиеся дошкольники стремятся ориентироваться на комплекс существенных признаков. Специфичные и объяснимые характером нарушения затруднения детей с ЗПР в определении смыслов происходящего с ними и вокруг них проявляются и в области представлений о мире.
В процессе формирования представлений о мире нормально развивающиеся дошкольники, дети с ЗПР нуждаются в различной помощи взрослого. Детям с ЗПР в большинстве случаев требуется развернутая и поэтапная помощь. Поэтому работа по ознакомлению с окружающим миром является важной частью коррекционной работы с детьми изучаемой категории.
Подробно о педагогике:
Образовательный и воспитательный потенциал творческой деятельности
По выражению Выготского, творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое. Таким образом, деятельность учащихся может быть названа творческой, если результатом ее является продукт, обладающий новизной. Конечно, школьники в классе не могут создавать проду ...
Значение трудового воспитания в развитии личности ребенка дошкольника
Существуют и объективные проблемы, затрудняющие воспитание трудолюбия у дошкольников: экономический кризис, усиливающий распад семьи, отток детей из дошкольных учреждений; снижение внимания к формированию трудолюбия (в сравнении с физическим, умственным, эстетическим развитием личности) со стороны ...
Средства повышения эффективности изучения краеведческого материала
В настоящее время значительное распространение в школе получили факультативы и кружки по краеведению. В них занимаются учащиеся, проявляющие глубокий интерес к истории края. Они стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе подробного изучения документальных материалов, местных архивов ...