Особенности ознакомления с окружающим миром детей с задержкой психического развития

Страница 2

2) Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения

Авторы: Г.Л. Кузнецова, В.В. Колевникова, С.М. Тарамышева, Л.В. Чабан, Н.В. Щербатова, В.Н. Логинова, Н.С. Логинова, Н.С. Пикалова, Е.А. Паклерова, В.Ф. Гончарова, В.Н. Воробьева, Д.В. Хакимова, Н.Я. Афлетонова, С.Н. Савинова, Н.Н. Юнусова, Л.П. Курбатова, Г.Н. Файзаханова, О.Б. Кучерова, З.И. Косенко, С.Н. Паклинова, Л.Ш. Монина.

Программно-методическое пособие предназначено для специалистов ДОУ, работающих с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Цель: систематизация, обобщение и обогащение содержания коррекционно-развивающего образования детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях ДОУ.

Содержание

Рассмотрим блок "Познавательное и речевое развитие дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром". Он решает следующие задачи:

- уточнение, расширение, обогащение представлений дошкольников о себе, окружающем предметном и социальном мире;

- формирование умения наблюдать, выделять существенные признаки, изучаемых предметов и явлений, делать обобщения и простые выводы, использовать полученные знания в повседневной жизни;

- развитие психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) коррекция недостатков;

- уточнение и обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с окружающей действительностью;

- формирование лексико-грамматических средств языка, развитие навыков связной речи;

- развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка;

- формирование основ экологических знаний в процессе ознакомления с природой [2,3].

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируются представления о явлениях живой и неживой природы. Занятие проводит учитель-дефектолог. Его основная задача расширение кругозора, уточнение представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности, ребенка знакомят с основами безопасности жизни (ОБЖ), осуществляет экологическое образование. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом обогащения словаря, уточнения значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения направленные на развитие познавательных процессов. У детей развивается наблюдательность и умение видеть закономерности в природе.

Таким образом, в различных программах задачи ознакомления с окружающим миром являются одними из ведущих.

Выводы по главе 1

Таким образом, к концу дошкольного возраста большинство детей с ЗПР оказываются способны выделять существенные признаки явлений, однако нормально развивающиеся дошкольники стремятся ориентироваться на комплекс существенных признаков. Специфичные и объяснимые характером нарушения затруднения детей с ЗПР в определении смыслов происходящего с ними и вокруг них проявляются и в области представлений о мире.

В процессе формирования представлений о мире нормально развивающиеся дошкольники, дети с ЗПР нуждаются в различной помощи взрослого. Детям с ЗПР в большинстве случаев требуется развернутая и поэтапная помощь. Поэтому работа по ознакомлению с окружающим миром является важной частью коррекционной работы с детьми изучаемой категории.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Научно-теоретические основы обучения связному монологическому высказыванию дошкольников с ОНР
Под общим недоразвитием речи мы понимаем такое отклонение в речевом развитии, которое одновременно характеризуется и несформированностью процесса говорения, и несформированностью процесса восприятия речевых сообщений. В этом случае речевая несостоятельность детей проявляется как в невозможности опе ...

Факторы, влияющие на развитие одаренности
Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется прежде всего его личностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно в случаях так называемой скрытой одаренн ...

Педагогическая наука в XIX веке
С XVIII века начинается профессиональная подготовка учителей. В 1732 году, в частности, открывается первая учительская семинария в Германии (г. Штеттин). В 1779 году учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804 года последовало открытие в России педагогич ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru