Методика работы по развитию звуковой культуры речи

Актуально о образовании » Звуковая сторона речи » Методика работы по развитию звуковой культуры речи

Страница 3

Для закрепления ударения в косвенных падежах существительного можно предложить детям короткий дидактический рассказ (из трёх- четырёх фраз), в который нужно вставить недостающие слова.

В целом орфоэпическая правильность детской речи формируется путем подражания речи взрослых.

Формирование темпа речи и качеств голоса.

Важно приучать детей к речи среднего темпа, плавной, без лишних остановок. В этом воспитателю помогут индивидуально направленные приёмы: замечания («Я не поняла, что тебе дать, скажи помедленнее!»), сопряжённая речь. Лучший приём – проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом, и при этом – сопровождение речи движениями.

Для формирования силы и высоты голоса можно использовать подвижные игры, в которых требуется проговаривание вполголоса.

В старших группах проводят тренировочные упражнения, развивающие гибкость голоса (проговаривание скороговорок, игры «Перекличка», «Ауканье», «Эхо»).

У детей старшего возраста вызывают интерес задания, выполняя которые они учатся менять высоту голоса. Например, рассматривая игрушки или картинки, изображающие животных и их детёнышей, произносят звукоподражания с различной высотой голоса. Шире нужно использовать и дидактические рассказы со звукоподражанием.

Воспитание выразительности речи.

Педагог имеет большие возможности для влияния на интонационную выразительность речи. Очень важно воспитывать интонации, которые будут необходимы ребёнку в его повседневной жизни. Есть ряд игр и хороводов, где текст, чаще всего фольклорный, произносится с особенно яркими интонациями: «Ладушки», «Идет коза рогатая».

Путём кропотливой повседневной работы решаются и такие задачи, как воспитание мягкого приветливого тона разговора. На всех занятиях педагог следит за тем, чтобы во время ответа ребёнок обращался к слушателям, принимал спокойную позу. В младших группах можно использовать игровое упражнение, которое заключается в том, что кукла выполняет необходимые действия. В старших группах используется такой приём: включение показа отдельных навыков речевого общения в игру «Так или не так?». Правильные действия дети оценивают красной фишкой, поднимая её, чтобы видели все, неправильные – черной.

Исходным приёмом является образец выразительного чтения. Образец должен сопровождаться рядом других активных приёмов. Их назначение – помочь ребёнку осознать особенности исполнения данного произведения, заблаговременно потренироваться, поучиться читать его, особенно сложные места. Образец чтения дополняется объяснениями и указаниями воспитателя к выразительности речи детей. Используется напоминание сходного случая, яркого представления из жизни детей, оживляющие пережитые ранее чувства.

Во всех группах оправдано применение подсказывающей формы вопроса, особенно это касается выбора интонаций, так как такой приём облегчает ребёнку поиск выразительного средства, помогает найти наиболее точное определение.

Очень эффективен прием – чтение в лицах (по ролям). Материалом могут служить короткие стихотворения, потешки, шутки. В младших группах чтение сопровождается игровыми действиями и движениями детей, способствуующими естественности, как бы непроизвольности интонации. Живости и естественности интонации способствует включение в текст потешки (стихотворения) имени кого-либо из детей, присутствующих на занятии.

Приёмы формирования выразительности чтения и пересказа очень разнообразны. Как правило, на одном занятии используется одновременно несколько приёмов.

Формирование речевого слуха.

Работа по формированию речевого слуха проводится во всех возрастных группах. Большое место занимают дидактические игры на развитие слухового внимания, т.е. умения услышать звук, соотнести его с источником и местом подачи. В младших группах в играх, которые проводят на речевых занятиях, используются музыкальные инструменты и озвученные игрушки, чтобы дети приучились различать силу и характер звука.

В старших группах слуховые восприятия у детей развивают путем прослушивания радиопередач, магнитофонных записей и т.д. Следует чаще практиковать «минуты тишины», превращая их в упражнения «Кто больше услышит?», «О чём говорит комната?». По ходу этих упражнений можно предлагать отдельным детям с помощью звукоподражаний воспроизвести то, что они услышали.

Уже в младшей группе детям предлагается вслушиваться в звучащую речь, различать на слух её разнообразные качества, «отгадывать» их.

Средний возраст – пора совершенствования слухового восприятия, фонематического слуха. Это своеобразная подготовка ребёнка к предстоящему затем овладению звуковым анализом. В ряде игр, которые проводят в этой возрастной группе, ставится задача повышенной сложности - из слов, называемых педагогом, на слух выделять те, в которых есть заданный звук, отмечая их хлопком в ладоши, фишкой. Слуховое восприятие облегчает замедленное произнесение звука в слове.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Технология группового обучения
Истоки технологии группового обучения уходят в 20-е гг. XX в. Создателем его считают Александра Григорьевича Ривина. Инженер по образованию, он принимал активное участие в движении по ликвидации безграмотности и пришел к идее использования в обучении естественного общения учащихся (в парах сменного ...

Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми
Все одаренные дети нуждаются в знаниях, ярко выраженный интерес к определенной области знаний. Нет нужды заставлять их учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную интеллектуальную, с удовольствием ею занимаются, посвящая этому все свободное время. Одаренные дети свободно и быстро овладевают со ...

Развитие творческой личности и ТРИЗ
Каждый инструмент оказывает обратное действие на человека, использующего этот инструмент. ТРИЗ-инструмент предназначен для тонких, дерзких, высокоорганизованных мысленных операций. Решение одной задачи еще не меняет стиля мышления, но в ходе занятий решаются десятки, сотни задач, постепенно мышлени ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru