История возникновения школьной формы

В знаменитом французском интернате для девушек в Сен-Сире и в Смольном институте (многие его правила он заимствовал у Сен-Сира) каждому «возрасту» был присвоен свой цвет платья: для воспитанниц 6-9 лет — коричневый (кофейный), 9-12 лет — голубой, 12-15 лет — серый и 15-18 лет — белый. В Смольном такие цвета имели парадные платья учениц, сшитые из шелка, в обычные дни носили платья из камлота, выписываемого специально из Англии. Есть предание, что костюмы учениц придумала сама императрица Екатерина II. Девочки первых трех возрастов носили белые передники, старшие — шелковые зеленые. Пансионерки носили на шее ленточку цвета, выбранного их благотворителем. Особый статус был у пансионерок, которых содержали на деньги императрицы — они носили зеленые платья с белой пелериной.

История школьной формы в России начинается с 1834 г. Тогда был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. Но форма была введена лишь для мальчиков. Ее фасон менялся четыре раза — в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах. А в 1896 г. было утверждено положение о гимназической форме для девочек. Гимназический и студенческий мундиры входили в систему всех гражданских мундиров Российской империи, отличались изысканной простотой и являлись отличительным признаком принадлежности к высшему обществу.

До 1917 г. школьная форма (форма гимназистов) была сословным признаком, так как учились в гимназии лишь дети из обеспеченных семей. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Мальчикам тогда полагалось носить форму военного фасона, а девочкам — темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.

В 1918 г. декрет «О единой школе .» отменил форму учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима. А в 1949 г. форму вновь ввели. Мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником-стойкой, а девочек — в коричневые шерстяные платья с черным передником (по праздникам — белым). Но уже через несколько лет серые гимнастерки были заменены синими костюмами. Школьная форма девочек со временем не изменилась. В 1962 г. были сделаны некоторые изменения: форма мальчиков превратилась в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. После 1973 г. мальчики должны были приходить на уроки в синей форме: прямых брюках и полушерстяной куртке с пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.

В 1985-1987 гг. изменения коснулись и одежды девочек: старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилет и пиджак из той же синей полушерстяной ткани.

В 1988 г. в порядке эксперимента некоторым школам было разрешено отказаться от ношения формы, а через 4 года она была официально отменена во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, согласно закону «Об образовании». Исключение тогда составили учебные заведения, находящиеся в ведении военно-морского управления. Кадеты и курсанты различных военных училищ всегда ходили в форме.

1834 г. Принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В нее вошли гимназический и студенческий мундиры. Фасон школьной формы для мальчиков менялся вместе с фасоном партикулярного платья в 1855, 1868, 1896 и 1913 гг.

1896 г. Утверждено положение о гимназической форме для девочек.

1918 г. Декрет «О единой школе .» отменил форму учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима.

1949 г. В СССР введена единая школьная форма. Мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек — в коричневые шерстяные платья с черным передником (по праздникам — белым).

В 1962 г. были сделаны некоторые изменения: форма мальчиков превратилась в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Форма для девочек осталась старая.

1973 г. Новая форма для мальчиков. Синий костюм из полушерстяной ткани, укра­шенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами.

1976 г. Новая форма для девочек. Юбка и жакет из синей полушерстяной ткани.

1988 г. Некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.

1992 г. Отмена школьной формы в школах Российской Федерации.

1999-2002 гг. Отдельные субъекты РФ принимают местные нормативные акты о введении обязательной школьной формы.

Подробно о педагогике:

Функции и основные направления деятельности социального педагога образовательного учреждения
Новая профессия потребовала более детальной и четкой проработки функций и основных направлений деятельности специалиста социальной сферы. Однако в справочной и педагогической литературе нет пока четкой формулировки понятия «функции деятельности социального педагога». Но разработанным является понят ...

Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек
Игрушка - это условное изображение реальных предметов; вещь, которая специально созданная для развлечения и обучения детей в живой увлекательной форме. Игрушка рассматривается взрослыми преимущественно либо как забава, либо как дидактическое средство. При этом отсутствуют ценностные ориентиры оценк ...

Приемы и средства активизации познавательной деятельности в педагогическом процессе
На протяжении многих лет своей педагогической деятельности учителя используют в своей работе различные приемы и средства активизации познавательной деятельности учащихся. Изучению воспитательных средств отводится мало места в педагогической литературе потому что, во-первых, тем что ведут анализ это ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru