Понятие и сущность рейтингового контроля

Страница 2

Введение рейтингового контроля знаний в значительной степени устраняет негативные стороны уравнительной системы обучения. В результате исчезают усредненные группы отличников, хорошистов и т.д. Вместо них появляются «первый», «пятый», «сотый». Использование рейтинга позволяет также снижать возможность получения незаслуженной (случайной) оценки по изучаемой теме, поскольку результирующая оценка учитывает работу учащегося в течение полугодия. Что же касается баллов, выставляемых за реферат, участие в олимпиаде и т.д., то они определяются только коллегиально с учетом мнения как можно большего числа преподавателей.

Использование рейтингового контроля, приводящего к состязательности в процессе обучения, существенно повышает стремление обучающихся к приобретению знаний, что приводит к повышению качества подготовки специалистов [22, с. 34].

В обобщенном виде цель рейтингового контроля формулируется следующим образом - управление и оперативное корректирование состояния подготовки рабочего на основании установления и оценки промежуточных и конечных изменений в уровне знаний, навыков и умений учащегося.

Применение рейтингового контроля в образовательной практике многих учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования преследует следующие основные цели:

- мотивация систематической самостоятельной работы обучающихся; введение элемента состязательности ранжированием учащихся в процессе обучения в зависимости от их успехов;

- обеспечение надежности текущего контроля учебного процесса; увеличение информативности и достоверности обратной связи в системе управления качеством подготовки рабочих кадров; объективизация оценки знаний учащихся, получаемых по отдельным дисциплинам или циклам дисциплин;

- дифференциация обучающихся по учебным успехам для оптимизации индивидуализации обучения, применения личностно-ориентированных технологий;

- обоснование решений при назначении стипендий и поощрений, заключении договоров с предприятиями на подготовку рабочих кадров, отборе учащихся для обучения на следующей ступени при многоуровневой подготовке и т.д.;

- осуществление контроля качества подготовки выпускников;

- повышение качества педагогического проектирования учебного процесса и его реализации.

Особенность рейтингового контроля в том, что результаты отдельных контрольно-оценочных циклов учебных успехов могут отличаться друг от друга своим рангом и значимостью. В таких случаях сложение результатов при получении итоговой оценки обязательно учитывает весовой коэффициент каждого последовательно проведенного оценивания знаний или умений учащегося.

В учебном процессе исследователи выделяют различные типы рейтинга учащегося:

- рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу учащегося и его результаты на экзамене (зачете);

- совокупный рейтинг, отражающий успеваемость учащегося по всем предметам, изучаемым в данном отрезке времени;

- заключительный (итоговый) рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;

- интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость учащегося в целом в течение какого-то периода обучения [12, с. 71].

Рейтинговый контроль оценки знаний позволяет обучающимся:

- осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению учебного материала на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по данной дисциплине;

- четко понимать систему формирования итоговой оценки;

- своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала экзамена;

- углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение полугодия.

- вносить в течение полугодия коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

Преподавателям рейтинговая система позволяет:

- рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и стимулировать работу обучающихся;

- иметь объективную картину усвоения изучаемого материала;

- своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля;

- точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости;

- обеспечить более точную градацию оценки уровня знаний по сравнению с традиционной системой.

Рейтинговая система не только снимает многие противоречия в контроле знаний учащихся, но и оптимально способствует решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показывает динамику успехов и неудач в процессе обучения [22, с. 39].

Т.Ч. Огай отмечает: «Внесение духа соревнования и соперничества, изначально заложенных в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции. Развитие элементов творчества, самоанализа, включение интеллектуальных резервов личности, обусловленных повышенной мотивацией учащихся, подготавливает почву для постепенного стирания жёстких дистанционных границ между преподавателем и учащимся» [32, с. 126].

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. [14] Конечно же, определенный кругозор, запас ко ...

Содержание и организация коррекционной работы по психомоторному развитию детей с ДЦП посредством телесно-ориентированной техники
По мнению А. Д. Гонеева, Н. И. Лифинцевой, Н. В. Ялпаевой, основными целями коррекционной работы при ДЦП являются: оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессиональног ...

Функции и основные направления деятельности социального педагога образовательного учреждения
Новая профессия потребовала более детальной и четкой проработки функций и основных направлений деятельности специалиста социальной сферы. Однако в справочной и педагогической литературе нет пока четкой формулировки понятия «функции деятельности социального педагога». Но разработанным является понят ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru