Уместной и полезной в учебном процессе стала демонстрация несложных опытов по раскрытию связей в природе и знакомству детей с условиями жизнедеятельности растений. Например, за 4-5 дней до урока не поливать какое-нибудь влаголюбивое растение; провести наблюдения за изменением окраски листьев у проросшего репчатого лука, выставленного на солнечное место и плотно закрытого коробкой. Разумеется, все это делается с учащимися, которым сообщается тема и цель опыта. На уроке дети сами делают анализ проведенным опытам, фиксируют результат в тетради в виде схем или рисунков.
Продолжением эвристического подхода к обучению стала тема: «Какие бывают растения». Формируются понятия «деревья», «кустарники», «травы» (все это схематично отражается в рабочей тетради); древесные растения классифицируются на лиственные и хвойные. Практика показала: учащиеся хорошо знают один отличительный признак хвойных растений - узкий лист-хвоя. К хвойным они относят ель, пихту, сосну, а при виде можжевельника, туи, кипарисовика попадают в затруднительное положение. Методом наблюдения учитель помогает детям уточнить морфологию биоклассов. У лиственных растений листья имеют разную форму, окраску, размеры, чаще тонкие; у хвойных - листья игловидные или чешуйчатые, зеленые, плотные, блестящие. Зная эти отличительные признаки, ребята даже по гербарию быстро определяют принадлежность растений и легче разбираются в сезонных изменениях разных типов пород. Текст учебника этой темы начинается словами: «Растения очень разнообразны». Но разнообразны они не только по биологическим свойствам, но и по декоративным качествам. В.А. Сухомлинский писал: «Красота природы играет большую роль в воспитании духовного благородства». Высокая эстетическая ценность растений позволяет обратить внимание детей на некоторые их декоративные характеристики (рост, форму кроны, цвет коры ствола, побегов, листьев, цветов, плодов). Для этой цели требуются: инструктаж по рассматриванию и описанию растений; список слов, обозначающих декоративные признаки растений. Естественно, что это занятие проводится не в классной комнате, а на пришкольном участке, в парке, сквере. В конце урока ребята не просто повторяют материал, а составляют связный рассказ о любимом дереве, кустарнике, травянистом растении с учетом приобретенных знаний. Такой способ повторения изученного больше будоражит мысль ребенка, чем память, будит в них желание высказываться точно, образно, учит слушать других.
Тема «Дикорастущие и культурные растения» формирует понятия с точки зрения жизненных форм (деревья, кустарники, травы), а потом в связи с биологическими особенностями и назначением. Правда, дети сами не могут дать вразумительного объяснения, какие же растения называют овощными, фруктовыми и зерновыми.
Овощные растения - травянистые, выращиваемые на грядах и используемые для питания людей (корм животных). Фруктовые - древесные растения (чаще деревья, реже высокие кустарники), имеющие сочные и съедобные плоды. Зерновые - травянистые растения, у которых семя называют зерном, используемые для получения продуктов питания (корм животных). Декоративные растения - древесные, кустарниковые, травянистые, применяемые для украшения. Детей повсюду окружают цветочные и древесно-лиственные растения, составляющие ассортимент культурной флоры нашей местности, поэтому активно используется возможность «раскрыть ребенку глаза» на то растительное богатство, которое с заботой подбирают и выращивают озеленители.
Природоохранные меры без воспитанной в школе эстетической культуры всегда будут оставаться малоэффективными. Если ребенок способен почувствовать красоту цветущей клумбы, если его радует стройный гладиолус и плакучая ива - это залог того, что такой ребенок будет бережно относиться к растительному миру, лучше поймет необходимость охраны бесценных богатств флоры, станет надежным ее защитником в будущем.
В III классе при изучении темы цветоводства практикуется в дополнение к учебнику знакомство ребят с двумя основными стилями планировки парков и скверов: природным (естественный ландшафт) и геометрическим (аллеи, прямоугольные дорожки, треугольные клумбы). Такие сведения расширяют кругозор учащихся, усиливают умения наблюдать и помогают оценить архитектуру зеленого строительства своего родного края - своей Родины.
Тема «Комнатные растения». Учебный материал направлен в основном на привитие учащимся знаний о строении некоторых комнатных растений и практических навыков по уходу за ними. Но комнатные растения - самое эффективное средство для проведения опытов и экспериментов; в работе с комнатными растениями создаются условия для индивидуального подхода к учащимся. На их примере, кроме того, что предусмотрено учебником, дети знакомятся с различными экологическими группами, отразив в тетради паспорт растения с указанием названия, родины, места обитания; разбирают значение растений в жизни человека, выделив высоко декоративные и лекарственные растения.
Подробно о педагогике:
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта и
особенности усвоения ими математических знаний
Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Исследования В.А. Крутецкого показали, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необхо ...
Практическое усвоение конструкций сложных предложений
После усвоения детьми предшествующего материала и многократного закрепления его, логопед приступил к обучению детей применять грамматические конструкции в сложных предложениях. Первоначально логопед отрабатывал с детьми структуру сложносочиненного предложения, используя соединительный союз «и» (На ...
Исследование основных психических процессов у детей 6-7 лет
В диагностике участвовали дети 6-7 лет детского сада №87 Центрального района города Санкт-Петербурга. Цель: выявить насколько развиты у детей 6-7 лет основные психические процессы: память, внимание и мышление. Методы исследования: методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейна, которая позво ...