Подготовка и проведение педагогического эксперимента по модели стимулирования эвристической деятельности младшего школьника на уроках природоведения

Актуально о образовании » Модели управления учебной деятельностью младших школьников на примере уроков природоведения » Подготовка и проведение педагогического эксперимента по модели стимулирования эвристической деятельности младшего школьника на уроках природоведения

Страница 2

Уместной и полезной в учебном процессе стала демонстрация несложных опытов по раскрытию связей в природе и знакомству детей с условиями жизнедеятельности растений. Например, за 4-5 дней до урока не поливать какое-нибудь влаголюбивое растение; провести наблюдения за изменением окраски листьев у проросшего репчатого лука, выставленного на солнечное место и плотно закрытого коробкой. Разумеется, все это делается с учащимися, которым сообщается тема и цель опыта. На уроке дети сами делают анализ проведенным опытам, фиксируют результат в тетради в виде схем или рисунков.

Продолжением эвристического подхода к обучению стала тема: «Какие бывают растения». Формируются понятия «деревья», «кустарники», «травы» (все это схематично отражается в рабочей тетради); древесные растения классифицируются на лиственные и хвойные. Практика показала: учащиеся хорошо знают один отличительный признак хвойных растений - узкий лист-хвоя. К хвойным они относят ель, пихту, сосну, а при виде можжевельника, туи, кипарисовика попадают в затруднительное положение. Методом наблюдения учитель помогает детям уточнить морфологию биоклассов. У лиственных растений листья имеют разную форму, окраску, размеры, чаще тонкие; у хвойных - листья игловидные или чешуйчатые, зеленые, плотные, блестящие. Зная эти отличительные признаки, ребята даже по гербарию быстро определяют принадлежность растений и легче разбираются в сезонных изменениях разных типов пород. Текст учебника этой темы начинается словами: «Растения очень разнообразны». Но разнообразны они не только по биологическим свойствам, но и по декоративным качествам. В.А. Сухомлинский писал: «Красота природы играет большую роль в воспитании духовного благородства». Высокая эстетическая ценность растений позволяет обратить внимание детей на некоторые их декоративные характеристики (рост, форму кроны, цвет коры ствола, побегов, листьев, цветов, плодов). Для этой цели требуются: инструктаж по рассматриванию и описанию растений; список слов, обозначающих декоративные признаки растений. Естественно, что это занятие проводится не в классной комнате, а на пришкольном участке, в парке, сквере. В конце урока ребята не просто повторяют материал, а составляют связный рассказ о любимом дереве, кустарнике, травянистом растении с учетом приобретенных знаний. Такой способ повторения изученного больше будоражит мысль ребенка, чем память, будит в них желание высказываться точно, образно, учит слушать других.

Тема «Дикорастущие и культурные растения» формирует понятия с точки зрения жизненных форм (деревья, кустарники, травы), а потом в связи с биологическими особенностями и назначением. Правда, дети сами не могут дать вразумительного объяснения, какие же растения называют овощными, фруктовыми и зерновыми.

Овощные растения - травянистые, выращиваемые на грядах и используемые для питания людей (корм животных). Фруктовые - древесные растения (чаще деревья, реже высокие кустарники), имеющие сочные и съедобные плоды. Зерновые - травянистые растения, у которых семя называют зерном, используемые для получения продуктов питания (корм животных). Декоративные растения - древесные, кустарниковые, травянистые, применяемые для украшения. Детей повсюду окружают цветочные и древесно-лиственные растения, составляющие ассортимент культурной флоры нашей местности, поэтому активно используется возможность «раскрыть ребенку глаза» на то растительное богатство, которое с заботой подбирают и выращивают озеленители.

Природоохранные меры без воспитанной в школе эстетической культуры всегда будут оставаться малоэффективными. Если ребенок способен почувствовать красоту цветущей клумбы, если его радует стройный гладиолус и плакучая ива - это залог того, что такой ребенок будет бережно относиться к растительному миру, лучше поймет необходимость охраны бесценных богатств флоры, станет надежным ее защитником в будущем.

В III классе при изучении темы цветоводства практикуется в дополнение к учебнику знакомство ребят с двумя основными стилями планировки парков и скверов: природным (естественный ландшафт) и геометрическим (аллеи, прямоугольные дорожки, треугольные клумбы). Такие сведения расширяют кругозор учащихся, усиливают умения наблюдать и помогают оценить архитектуру зеленого строительства своего родного края - своей Родины.

Тема «Комнатные растения». Учебный материал направлен в основном на привитие учащимся знаний о строении некоторых комнатных растений и практических навыков по уходу за ними. Но комнатные растения - самое эффективное средство для проведения опытов и экспериментов; в работе с комнатными растениями создаются условия для индивидуального подхода к учащимся. На их примере, кроме того, что предусмотрено учебником, дети знакомятся с различными экологическими группами, отразив в тетради паспорт растения с указанием названия, родины, места обитания; разбирают значение растений в жизни человека, выделив высоко декоративные и лекарственные растения.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Заикание как сложная речевая патология. Научные подходы к определению заикания
Со времен античности сложилось мнение о том, что заикание – это болезнь. Но ее настоящие причины еще долго оставалось для врачей загадкой. Общее мнение гласило: заикание - или проявление какого-то таинственного заболевания организма, или результат неправильного строения органов речи. В XX веке заик ...

Образно-ассоциативный подход к проектированию костюма
Творческий процесс — чрезвычайно сложное, порой необъяснимое явление, но его можно подвергнуть некоторому анализу. В дизайне важно знать, как происходит придумывание и фантазирование и каким образом достигается результат. Под влиянием окружающей действительности у художника возникает некоторая идея ...

Психическое развитие детей дошкольного возраста и его основные линии
Психическое развитие - процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза: процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта. Существуют биологические и социальные факторы психического развития. Новорожденный имеет предпосылки, определяющие его будуще ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru