Ролевые игры как средство развития

Страница 2

Во временном плане РИ представляет собой относительно целостный цикл управляемого взаимодействия между учителем и учащимися, который состоит из подготовки РИ, проведения РИ и подведения итогов проведенной РИ.

По сравнению с устойчивым и четко обозначенным набором структурных компонентов временные параметры РИ довольно подвижны. Это особенно характерно для периода подготовки РИ. Исходя из продолжительности подготовительного периода ролевой игры (от 3-4 минут до 10-12 дней), различают "малую игру" и "большую игру". Подготовка и проведение малой РИ реализуется на одном занятии. Небольшие РИ могут проводиться практически на каждом занятии по иностранному языку. Вместе с тем некоторая часть малых РИ обеспечивает подготовку больших РИ.

Дидактическая структура ролевых игр (РИ), методика их подготовки и проведения оказывается различной в зависимости от того, проводятся ли они на родном языке, или на иностранном языке (ИЯ), как это имеет место в процессе языковой и методической подготовки.

Ролевая игра отличается, прежде всего, свободой и спонтанностью речевого и неречевого поведения персонажей. Каждый участник игры в ходе самой игры организует свое поведение в зависимости от решаемой проблемы, своего коммуникативного намерения и поведения партнеров [7].

Ролевая игра может изображать один элементарный коммуникативный акт (знакомство, поздравление, покупку и пр.) или сложный коммуникативный акт, состоящий из серии элементарных, объединенных общей коммуникативной целью ситуаций. Могут быть ролевые игры, участники которых исполняют обобщенные стандартизованные социальные роли (пассажир, полицейский, летчик .), не имеющие личностных характеристик и действующие в стандартных ситуациях повседневной жизни. Наконец, может быть ролевая игра или серия игр, в которых ученик исполняет роль вымышленного персонажа, обладающего всеми личностными характеристиками конкретного лица (пол, возраст .). Данная разновидность ролевой игры предполагает наличие определенного количества персонажей и проблемной/конфликтной ситуации, в которой участники игры действуют. Итогом игры должно стать разрешение проблемы/конфликта [7].

Существует несколько классификаций ролевых игр, но нам наиболее близка следующая классификация:

Игры, в которых дети не примеряют на себя роли, а оперируют с предметами и игрушками, придавая им, выдуманный смысл по сюжету игры, называют режиссерскими. Участники наделяют ролями предметы, игрушки; дети не принимают на себя конкретные «роли, а действуют за многих персонажей игрового сюжета.

Особенно дети любят играть с сюжетными игрушками: машинами, солдатиками. Эти игры развивают воображение, так игра идет в мыслительном или речевом плане, но, как правило, присутствуют и действия, и перестановки. В этой группе игр выделяют подражательные игры. Содержанием такой игры может стать какой-то случай, факт жизни.

К ролевым играм также относят игры-драматизации, в которых дети театрализуют жизненные впечатления, разыгрывают литературные произведения. Эти игры полезны тем, что развивают образную, выразительную речь [4].

К классу ролевых игр принадлежат игры-грезы, игры «про себя», игры, построенные на воображении. Игры-грезы могут быть реализованы в рисунке. Дети «рисуют» войну, окружающий мир, сочиняя роли изображенным героям, одушевляя рисунок внутренними монологами и диалогами.

Также, исходя из продолжительности подготовительного периода игры (от нескольких минут на одном занятии до одной - двух недель) и продолжительности проведения ролевой игры (от 3-4 минут до 10-12), различают «малую игру» и «большую игру» (Е.И.Пассов, С.М.Шишкин и др.).

Центральным моментом ролевой игры являются роли, которые берут на себя учащиеся. При этом школьники не просто называют себя именем героев, но и действуют как выбранные герои.

Ролей выделяется 5 категорий:

врожденные, то есть определяющие пол и возраст участника игры;

приписанные, то есть национальность или принадлежность к той или иной социальной группе;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Методика обучения танцевально-ритмическим движениям детей младшего дошкольного возраста
Третий год жизни. На третьем году жизни в связи с общим физическим развитием детей их движения под музыку становятся более уверенными, однако недостаточно согласованными. В передаче общего характера движения (бег, ходьба) ещё нет умения одновременно с музыкой начинать и заканчивать движения, отмеча ...

Оценка качества работы учителя
Существуют три основные сферы: урочная деятельность; внеурочная деятельность; персональная результативность учебно-воспитательного процесса (УВП). Оценка деятельности по всем направлениям производится по балльным шкалам, которые выявляют уровни педагогической деятельности учителя (критический, дост ...

Упражнения и задания по формированию навыков записи
В англоязычной и общеевропейской культуре обучению письму уделяется значительное внимание. Делается это последовательно, от стадии записи идей, ключевых предложений, всевозможных трансформаций текстов к написанию собственных речевых произведений, различных по объему и характеру. Думается, что и нам ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru