Ролевые игры как средство развития

Страница 7

Уроки немецкого языка проводились по учебно-методическому комплекту Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. Совместно с учителем Желтухиной Н.М. мы решили включить в уроки ролевые игры, учитывая возрастные и индивидуальные особенности и языковые знания учащихся 3 «В» класса.

Нами была разработана анкета (Приложение 1) для учителей иностранного языка начальной школы. В анкетировании приняло участие 10 учителей школ г. Абакана и Черногорска.

Цель анкетирования: выяснить мнение учителей о влиянии ролевых игр на формирование диалогических навыков у учащихся младшего школьного возраста.

Результаты анкетирования:

Все учителя, принявшие участие в анкетировании имеют опыт работы в начальной школе. От 5 - 10 лет работают 4 педагога, более 10 лет 6 педагогов. Все учителя проводят ролевые игры на своих уроках иностранного языка, и только 7 из них проводят несистематически. Ролевые игры проводят в зависимости от цели урока, содержание которых определяют самостоятельно, из учебника и дополнительных источников. Учителя совместно с детьми распределяют роли в ролевой игре, и только 2 учителя самостоятельно. Учителя используют атрибуты и реквизиты при проведении ролевых игр, но 4 учителя несистематически. Распространенным типом диалога является диалог – односторонний расспрос и диалог - двусторонний расспрос, также не остается без внимания обмен мнениями. 5 учителей используют готовые диалоги – образцы для своих игры, а остальные исходя из конкретной ситуации на уроке. Все учителя проводят ролевые игры исходя из конкретной ситуации на уроке, в независимости от этапа урока. 7 учителей сообщают критерии оценки деятельности учащихся до начала проведения игры, 3 учителя руководствуются конкретной ситуации на уроке.

Таким образом, по итогам анкетировании мы убедились в том, что все учителя в той или иной степени проводят на своих уроках ролевые игры.

Н.М. Желтухина (МОУ гимназия «Вишенка» г. Черногорска) считает, что игра в настоящее время является одним из эффективных приемов обучения иностранному языку. Она способствует созданию на уроке обстановки естественного речевого общения, снимает напряжение, непроизвольно побуждает школьников к активному участию в учебном процессе, стимулирует и интенсифицирует его, вызывая интерес к изучению иностранного языка.

Из анализа анкет учителей – практиков мы можем сделать вывод, что ролевые игры влияют на развитие диалогических навыков у учащихся начальных классов.

Побеседовав с учителем немецкого языка, мы пришли к выводу, что учитель не часто проводил ролевые игры на своих уроках. Поэтому имеет смысл провести опытно – экспериментальную работу в данном классе.

Диалогическая речь имеет качественную и количественную характеристику. Так как продолжительность опытно – экспериментальной работы была небольшой (8 уроков), мы смогли оценить только количественную характеристику диалогической речи, т.е. количество реплик. Также не остались без внимания такие показатели, как экспрессивность речи, адекватность реплик ситуации общения. Данные показатели мы не отразили в протоколе, но учитывали при решении коммуникативной задачи.

Узнав, что на практике мы будем изучать темы «Животные» и «В зоопарке», мы разработали 3 малых ролевых игры и 1 большую ролевую игру.

Малые ролевые игры проводились по темам: «Выдуманное животное», «Познакомься с моим животным», «Помоги животному», в которых участвовали все ребята, каждый ребенок исполнял какую-либо роль. При участии в игре дети часто обращались к опорам (грамматические таблицы спряжений глаголов, сюжетные картинки, фразы-клише).

При проведении малых ролевых игр мы вели протоколы. В этих протоколах мы записывали название игры, всех детей группы и отмечали, объем высказываний, т.е. количество сказанных реплик.

Изучив литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что:

Диалогическая речь - это процесс непосредственного общения, который характеризуется поочередно сменяющими друг друга и порождающими одна другую репликами 2 или более лиц.

Единицей обучения диалогической речи являются диалогические единства, распространенным диалогом является диалог – расспрос.

Действительно, игра является той формой организации жизнедеятельности младшего школьника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать навыки диалогической речи, особенностями которой являются: инициативность, контактность, спонтанность, эмоциональная окрашенность.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Подробно о педагогике:

Понятие «внеклассная работа» в педагогической литературе
В Российской педагогической энциклопедии «внеклассная работа» определяется как «составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся». Внеклассной работе всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В ...

Достижение образовательных результатов посредством использования технологий деятельностного типа
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решат ...

Структура учебной деятельности при компьютерном обучении
В отечественной психологии учение рассматривается как процесс, главными компонентами которого являются знания и действия. Такое понимание процесса учения восходит еще к Я. А. Коменскому, который определил знания частично как чувственные представления, а главным образом - как понятия и их системы, о ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru