Постановка обучения решению задач в начальной школе в системе Л.В. Занкова

Страница 1

Разобраться в зависимости между данными и искомыми, найти арифметические действия и порядок их выполнения совершенно необходимо для решения задачи. Возникает следующий вопрос: как поставить обучение решению задач в начальной школе, чтобы оно способствовало развитию логического мышления, общему развитию учащихся, а вместе с тем овладению математическими знаниями и навыками?

Согласно традиционной методике обучение детей решению простых задач начинается с того, что в речь школьника постепенно вводятся такие слова, как «задача», «решение задачи», «условие задачи», «вопрос задачи», «ответ задачи». Это, конечно, необходимо. Правильно также и то, что для решения задачи надо понять связь между вопросом задачи и её данными, а для этого необходимо различать условие задачи и вопрос задачи. Эти указания нельзя оспаривать. Однако, как считает Л.В. Занков, центральным является вопрос о том, как поставить работу, чтобы школьник действительно разобрался в зависимости между данными и искомыми задачи. Именно благодаря этому логическое мышление может быть развито в более полной степени. [1]

Подбор задач и их расположение в традиционных учебниках математики указывают путь, которого приходится поддерживаться. Этот путь заключается в том, что решение задач базируется на многократном повторении решения однотипных задач. Такой путь обучения решению задач не дает пищи для серьёзной умственной работы ребенка. Он не благоприятствует тому, чтобы дети действительно осмысленно решали задачи. Дети руководствуются при решении задачи определенным расположением числовых данных в условии и другими внешними предметами. Так, если в вопросе задачи содержится вопрос: «Сколько всего?» или «Сколько стало?» - значит, надо прибавлять. Если сказано: «Сколько осталось?» - надо уменьшать. Действия, которые необходимо выполнять для решения задачи, школьники не выбирают в процессе рассуждения, а подыскивают по аналогии решаемой задачи с предыдущими, поскольку способы решении задач повторяются. Вот плоды длительной тренировки в решении задач. При таком обучении решению задач отсутствуют условия для продвижения детей в их общем развитии. Мало того, ребята приучаются к тому, чтобы идти наиболее легким путем и избегать трудностей в умственной работе. Иначе говоря, у них вырабатывается леность мысли.

Отвергая подобное построение обучения математике, Л.В. Занков не отрицает работы над аналогичными задачами. Однако для того, чтобы эта работа принесла пользу, необходимо соблюдение ряда дополнительных условий. Решение аналогичных задач в непосредственном их следовании друг за другом нельзя вводить в систему. Оно должно практиковаться лишь в тех случаях, когда некоторый вид задач представляет значительную сложность для первоклассников, тогда представляется целесообразным два или даже три раза подряд проделать один и тот же путь разбора задачи и рассуждения. Вообще же решение двух аналогичных задач следует разделять по времени: решив одну, давать другую только через несколько дней. Такой подход направлен против механического запоминания школьниками хода решения задач, против выбора действия по внешним приметам. Он способствует разбору содержания задачи по существу и осмысленному поиску арифметических действий по указанной в условии зависимости между числами. [1]

Исходя из упомянутых соображений, не следует торопиться с обучением решению задач в первом классе. Л.В. Занков воздерживается от того, чтобы рекомендовать какой-то определенный временный пункт, когда следует приступить к решению задач. Может это окажется целесообразным в конце первой учебной четверти, а может быть только во второй. Это зависит от конкретных условий работы в данном классе. Одно только ясно: не следует начинать обучение решению задач прежде, чем ребята будут способны разобраться в довольно сложных зависимостях между данными и искомыми задачи. Очень важно, чтобы школьники дифференцировали выполнение задания, где надо найти значение выражения, и решение задачи. Ведь одним из характерных признаков задачи в начальной школе является то, что зависимость между данными и искомыми отражена в виде определенной жизненной ситуации. Уяснение жизненной ситуации, фигурирующей в тексте задачи, - это анализ соответствующего жизненного явления и органически связанного с ним осмысливание соотношений между числовыми данными задачи и искомыми. Разобраться в жизненном явлении, описанном в задаче, и найти способ решения задачи чрезвычайно важно не только для усвоения математики, но и для умственного развития детей, их логического мышления. [2]

Откладывая решение задач до того момента, когда первоклассники действительно становятся способными «распутать клубок», имеющийся в тексте задачи, Л. В. Занков полагает, что простые прямые задачи не следует давать для решения, поскольку он не содержат материал для сколько-нибудь серьезной умственной работы. Может быть, и целесообразно решить 3-4 простые задачи для того, чтобы ознакомить ребят с некоторыми терминами, и только. Ведь простые задачи с прямым ходом решения – это те же задания на выполнение вычислительных операций, только предлагаемые в виде текста, рассказывающего о том или ином случае, в котором может иметь место данное соотношение чисел. Вычислительными операциями ребенок овладевает при решении упомянутых заданий. Так зачем же вводить еще «текстовые» задания, когда это приучает к шаблону в решении задач?

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Классификация внеклассной работы по химии
Внеклассную работа по химии удобно подразделить на массовую, групповую и индивидуальную [11,12,13]. Все эти виды внеурочной работы различаются между собой не только количеством участников, но и имеют свои организационные формы, методы и содержание. Говоря об индивидуальной внеурочной работе, выделя ...

Одаренность общая и специальная
Но споры велись и среди тех, кто признавал существование одаренности. Спорили о том, существует ли так называемая общая одаренность как "универсальная способность" (способность ко всему) или дар всегда проявляется только в одной или нескольких сферах деятельности. Большая часть исследоват ...

Моделирование и проведение формирующего эксперимента
В данном параграфе описание хода и результата экспериментальной работы по апробации и внедрению элементов системы дидактических игр (Приложение 2), предложенной Т.В.Башаевой, направленных на освоение практических действий, формирование представлений о эталонах цвета и умственных действий по восприя ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru