Приемы обучения решению задач учащихся первого класса

Страница 1

Во многих методических пособиях по математике рекомендуются следующие приемы обучения детей решения задач: постепенное усложнение и развитие задачи; изменение условий задачи при сохранении её вопроса; изменение вопроса задачи при сохранении её условия; преобразование задачи; решение задачи несколькими способами.

Против таких приемов не приходится возражать. Однако и здесь Л.В. Занков считает, что общие рекомендации не находят своего конкретного и достаточно широкого применения в обучении математике в 1 классе. Вместе с тем следует подчеркнуть, что решающим является не прием сам по себе и даже не комбинация нескольких приемов, а общее направление и система обучения математике. Л.В. Занков использует эти приемы, но они получают определенный смысл в связи с его дидактическим подходом. Среди приемов, используемых им в обучении решению задач, большое место занимает сопоставление. Быстрое развитие первоклассников позволяет начать сопоставление задач вскоре после того, как дети приступили к решению задач. Так, например, можно дать для сопоставления прямую и обратную задачи: «Для уроков труда Саша принес 5 листов бумаги, а Оля принесла 4 листа. Сколько всего листов бумаги принесли Саша и Оля?»; «Для уроков труда Саша принес 5 листов бумаги, а Оля принесла еще несколько листов. Тогда стало 9 листов. Сколько листов бумаги принесла Оля?».[1]

Учитель делит классную доску пополам вертикальной чертой и записывает:

Далее происходит разбор, чем отличается первая задача от второй и как от этого различия зависит ход решения каждой задачи. Разбор надо производить так: ставить перед ребятами вопросы и лишь в тех случаях, когда никто из них не может ответить, помогать в этом.

Почему в первой задаче надо складывать 5 и 4 листа (к 5 л. прибавить 4 л.)? Потому что 5 листов принес Саша, а 4 листа принесла Оля. А сколько всего листов принесли Саша и Оля вместе, мы не знаем. Но ведь то количество листов, которое принесли Саша и Оля вместе, состоит из той бумаги, которую принес Саша (т.е. 5 л.), и из той бумаги, которую принесла Оля (т.е. 4 л.). Значит, чтобы узнать, сколько всего листов бумаги принесли Саша и Оля вместе, надо сложить 5 листов и 4 листа.

Примерно так выглядит весь ход рассуждения. Однако он будет развертываться по частям в связи с отдельными вопросами, которые будут ставить ребята и учительница. При этом следует обращаться к сокращенной записи и её решения на доске.

Те же указания относятся и к разбору второй задачи. Почему во второй задаче мы из 9 листов вычитали 5 листов? Потому что 9 листов – это вся та бумага, которую принесли Саша и Оля. Но ведь Саша принес 5 листов. А сколько листов принесла Оля, мы не знаем. Однако нам известно, что Саша и Оля. Однако нам известно, что Саша и Оля вместе принесли 9 листов. Саша принес 5 листов, а Оля принесла остальные. Чтобы узнать, сколько листов бумаги принесла Оля, нужно из всего количества бумаги (то есть из 9 листов) вычесть 5 листов, которые принес Саша.[1]

Такой путь обучения является более продуктивным и экономным, чем многократное повторение решения прямых задач в одно действие. Он помогает ребятам разобраться в том, что такое задача и каковы ее составляющие элементы.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Динамика повышения эффективности учебного процесса при использовании рейтингового контроля
Третий этап эксперимента – контрольный. Цель: определить повысилась ли эффективность процесса обучения по предмету «Черчение» при реализации рейтингового контроля. Для этого мы провели сравнение критериев эффективности учебного процесса выявленных в главе 2.1. и главе 2.2. (Таблица 14) Таблица 14 - ...

Успеваемость школьного обучения как психолого-педагогическая проблема
Важнейшей задачей педагогической науки является раскрытие сущности успеваемости, выявление структуры успеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости ...

Виды контроля на уроках русского языка в начальной школе
В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают предварительный, текущий, тематический, итоговый виды проверки. По форме проведения эти виды проверки могут быть устными, письменными и комбинированными. Предварительный контроль Некоторые учителя осуществляют предварительн ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru