Приемы обучения решению задач учащихся первого класса

Страница 1

Во многих методических пособиях по математике рекомендуются следующие приемы обучения детей решения задач: постепенное усложнение и развитие задачи; изменение условий задачи при сохранении её вопроса; изменение вопроса задачи при сохранении её условия; преобразование задачи; решение задачи несколькими способами.

Против таких приемов не приходится возражать. Однако и здесь Л.В. Занков считает, что общие рекомендации не находят своего конкретного и достаточно широкого применения в обучении математике в 1 классе. Вместе с тем следует подчеркнуть, что решающим является не прием сам по себе и даже не комбинация нескольких приемов, а общее направление и система обучения математике. Л.В. Занков использует эти приемы, но они получают определенный смысл в связи с его дидактическим подходом. Среди приемов, используемых им в обучении решению задач, большое место занимает сопоставление. Быстрое развитие первоклассников позволяет начать сопоставление задач вскоре после того, как дети приступили к решению задач. Так, например, можно дать для сопоставления прямую и обратную задачи: «Для уроков труда Саша принес 5 листов бумаги, а Оля принесла 4 листа. Сколько всего листов бумаги принесли Саша и Оля?»; «Для уроков труда Саша принес 5 листов бумаги, а Оля принесла еще несколько листов. Тогда стало 9 листов. Сколько листов бумаги принесла Оля?».[1]

Учитель делит классную доску пополам вертикальной чертой и записывает:

Далее происходит разбор, чем отличается первая задача от второй и как от этого различия зависит ход решения каждой задачи. Разбор надо производить так: ставить перед ребятами вопросы и лишь в тех случаях, когда никто из них не может ответить, помогать в этом.

Почему в первой задаче надо складывать 5 и 4 листа (к 5 л. прибавить 4 л.)? Потому что 5 листов принес Саша, а 4 листа принесла Оля. А сколько всего листов принесли Саша и Оля вместе, мы не знаем. Но ведь то количество листов, которое принесли Саша и Оля вместе, состоит из той бумаги, которую принес Саша (т.е. 5 л.), и из той бумаги, которую принесла Оля (т.е. 4 л.). Значит, чтобы узнать, сколько всего листов бумаги принесли Саша и Оля вместе, надо сложить 5 листов и 4 листа.

Примерно так выглядит весь ход рассуждения. Однако он будет развертываться по частям в связи с отдельными вопросами, которые будут ставить ребята и учительница. При этом следует обращаться к сокращенной записи и её решения на доске.

Те же указания относятся и к разбору второй задачи. Почему во второй задаче мы из 9 листов вычитали 5 листов? Потому что 9 листов – это вся та бумага, которую принесли Саша и Оля. Но ведь Саша принес 5 листов. А сколько листов принесла Оля, мы не знаем. Однако нам известно, что Саша и Оля. Однако нам известно, что Саша и Оля вместе принесли 9 листов. Саша принес 5 листов, а Оля принесла остальные. Чтобы узнать, сколько листов бумаги принесла Оля, нужно из всего количества бумаги (то есть из 9 листов) вычесть 5 листов, которые принес Саша.[1]

Такой путь обучения является более продуктивным и экономным, чем многократное повторение решения прямых задач в одно действие. Он помогает ребятам разобраться в том, что такое задача и каковы ее составляющие элементы.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Критерии оценки математических умений детей 5-6 лет
Основы математических представлений детей 5-6 лет оцениваются по следующим критериям: - Умение сравнивать предметы по их свойствам - Умение считывать предметы, игрушки от понятий один -много до счёта от одного ,двух, трёх, пяти ( в зависимости от возраста ребёнка) - Умение считать до десяти вперёд ...

Причины нарушений звукопроизношения
Е.М. Мастюкова, в главе "Этиология нарушений речи" [9], считает, что под причинами отклонений в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего тератогенного (неблагоприятного, повреждающего) фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройс ...

Психолого-педагогическое обоснование проекта
Подростковый возраст настолько своеобразен и интересен для учителя, воспитателя, что есть определенные основания рассматривать особенности этого возраста в более тесной связи с проблемами воспитания, чем мы это делали по отношению к младшему школьному возрасту. Успех учебно-воспитательной работы со ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru