Особенности восприятия и понимания малых форм фольклора детьми пяти-шести лет

Актуально о образовании » Развитие образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора » Особенности восприятия и понимания малых форм фольклора детьми пяти-шести лет

Страница 2

Незнание детьми смысла слов и выражений, встречающихся в тексте, также затрудняет понимание смысла, детей следует учить сознательно, использовать в речи, понимать их содержание, знакомить со структурой понимания смысла, а также учить объяснять и доказывать правильность суждения. Формирование общего смысла происходит при медленном чтении, по мере усвоения услышанного.

Большую роль имеет также порождение связной речи по отношению к словесным ассоциациям. Ребенок должен ассоциировать, представляя этот процесс в своем воображении, развивая, скажет последовательно, не нарушая смысловой цепочки (1).

Дети старшего дошкольного возраста, знакомясь с пословицей, очень часто не понимают её предназначения и цели, и также совершенно не понимают, что это не просто " крылатое выражение", а целая логическая задача, которую нужно решать, чтобы узнать саму цель, тот скрытый смысл, который в ней заложен.

Ребенок понимает только то, что видит или слышит, совершенно не

задумываясь о переносном смысле, скрытом в пословичном слове. Ребенок не понимает, что это некая ассоциация, синоним какой либо ситуации, выстроенной перед детьми в форме пословиц.

Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословиц. Естественно, что до ребенка - дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы, переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остается еще недоступным даже старшему школьнику, например, в пословице " Любишь кататься - люби и саночки возить". По мере вхождения пословицы в быт дети начинают очень чутко чувствовать иронию, юмор в пословицах, сами начинают пользоваться или в своем обиходе наряду с яркими, короткими, рифмованными фразами из народного языка (6).

Из этого следует, что работу с пословицей в детском саду нужно проводить системно. Следует больше внимания уделять пониманию переносного смысла пословиц, стараться использовать не только на занятия, в играх, но и в быту.

Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и детей: взрослые загадывали их детям для развития сообразительности. Это один из древнейших жанров русского фольклора, входящий в земледельческий и свадебный обряды. В старину люди верили в магическую силу загадок, верили, что, отгадывая загадки, они подчиняют себе природу, животных, растения. Постепенно загадки теряли магическое значение и становились одним из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения. Несомненна педагогическая значимость загадок: они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту знакомых обыденных предметов и явлений (4).

Детей привлекает красочность образов, юмор загадок. Отгадка без сомнения вызовет радостные эмоции детей. В отличие от "взрослой" загадки, которой посвящены десятки исследований, детская не стала предметом изучения.

Н. Гавриш также было установлено, что дошкольникам значительно труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Некоторые дети не понимают образного строя языка загадок и не адекватно интерпретируют метафоры. В большинстве случаев у детей возникают ассоциации на какое-то одно слово. Например, в загадке про облако на слово "белый" – "Это белые медведи", "Лебедь, потому что белый"; в загадке о лисе – ассоциация на слова "нет ни дыма, ни пожара" – "Пожарная машина", "Пожарники, потому что они пожар тушат, и нет ни дыма, ни пожара" (15,С.19).

Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Н. Гавриш объясняет это тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка – иносказание. Таким образом, усвоение образного строя языка, осознания переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне развития абстрактного и образного мышления.

Психологи, педагоги, лингвисты исследовали особенности понимания детьми переносного значения слов и словосочетаний (Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, В.К. Харченко, К.Е. Хоменко, Н.М. Юрьева, В.И. Малинина, О.Н. Сомкова и др.) и возникающие при этом трудности объясняют тем, что в отличие от взрослых, в речевом опыте детей подавляющее большинство слов находится в единственном прямом номинативном значении, отражающем его основное значимое предметно-логическое содержание (3).

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Логопедическое обследование детей в группе ОНР
Изучив методики обследования различных авторов и выбрав за основу методику Л.Ф. Спировой, мы приступили к логопедическому обследованию детей в группе ОНР, которое проводилось с 1 по 15 сентября. Логопедическое обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком по 15-20 минут в течение 2-3 дне ...

Анализ содержания подготовки школьников в процессе трудового обучения в образовательной области «Технология»
В системе обучения в образовательной области «Технология» трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического. Предмет «Трудовое обучение» переживает и попытки «закрывания», и попытки соединения его с математикой или из ...

Пути, формы, методы формирования нравственной культуры личности у учащихся экспериментального класса
культура личность школьник воспитательный На втором этапе, стараясь увеличить показатели нравственной культуры личности учащихся 4 «Е» класса и доказать нашу гипотезу, мы осуществляли работу по следующим направлениям: · Формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни, нравственном ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru