Содержание сотрудничества школы с родителями

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между коррекционным педагогом и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания и обучения, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах [19, 24-28].

Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение [19, 29-31].

Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:

- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;

- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса;

- составление программы совместных действий педагога и родителей;

- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности [18, 57].

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе школы, однако в реальных взаимоотношениях педагогов и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому педагоги должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей [20, 37].

Можно выделить пять уровней участия родителей:

1) оказание разовой помощи;

2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;

3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;

4) родители помогают определять основные направления работы в классе;

5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе школы в целом [19, 64-67].

При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Педагог должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе класса. Ненавязчивая помощь и поддержка позволят родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования [21, 72].

Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка, имеющего отклонения в развитии [21, 74].

Очевидна важность совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества школы и семьи во всестороннем развитии ребенка. Педагог коррекционного образовательного учреждения в этом случае выступает как воспитатель детей и партнер родителей. От правильного выбора форм работы школы с семьей зависит как характер, так и результативность контактов между педагогами и членами семьи. Наиболее эффективными они будут при условии, когда взаимоотношения строятся на осознании необходимости целенаправленных воздействий на ребенка, понимании целесообразности их согласования. Это предъявляет каждой из сторон определенные требования. В целом их можно сформулировать как желание и умение взаимодействовать и уважать друг друга.

Таким образом, взаимодействие семьи и школы, с целью формирования ребенка с нарушениями развития целесообразно и эффективно.

Подробно о педагогике:

Кто такие дети группы риска
Дети «группы риска» – это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развити ...

Содержание технологического образования школьников
Любая сознательная деятельность направлена на достижение конкретных целей. Содержание этих целей определяется и условиями их реализации, и набором средств, которые при этом используются. Технологическая подготовка школьников потребовала перестройки обучения в средней школе. При этом необходимо было ...

Психолого-педагогическое обоснование проекта
Подростковый возраст настолько своеобразен и интересен для учителя, воспитателя, что есть определенные основания рассматривать особенности этого возраста в более тесной связи с проблемами воспитания, чем мы это делали по отношению к младшему школьному возрасту. Успех учебно-воспитательной работы со ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru