Помощь воспитателей и родителей при закреплении сформированных лексико-грамматических конструкций

Актуально о образовании » Система формирования лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи » Помощь воспитателей и родителей при закреплении сформированных лексико-грамматических конструкций

Страница 1

В процессе коррекционной работы логопед работал в тесном контакте с воспитателями и родителями, которые закрепляли речевые навыки, приобретенные детьми на логопедических занятиях.

Логопед систематически информировал воспитателей об успехах или недочетах детей на занятиях, для того чтобы в группе к речи детей предъявлялись посильные требования.

На общеобразовательных занятиях и в режимные моменты воспитатель контролировал речевую активность детей, следил за правильным использованием поставленных или исправленных звуков. Особое внимание он обращал на то, как дети используют в своей речи лексико-грамматические конструкции.

В процессе изучения разнообразного материала на занятиях, воспитатель закреплял в речи детей отработанные логопедом грамматические конструкции, включающие:

- существительные в форме единственного и множественного числа (стул-стулья, лопата-лопаты, город-города);

- глаголы единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени (мальчик бежит, мальчики бегут, мальчик бежал, мальчики бежали;

- притяжательные местоимения (мой кубик, моя кукла, мои игрушки);

- предложно-падежные категории (Я был в лесу. Девочка сидит на стуле. Мяч лежит под шкафом);

- конструкции простых и сложных предложений.

Для этого он использовал следующие игры: «Один-много», «Сейчас –давно», «Скажи правильно», «Он и мы», «Опиши предмет».

Затем воспитатель продолжал составлять с детьми простые и сложные предложения с опорой на вопросы, картинки, схемы, демонстрацию действий.

Воспитатель обращал внимание детей на окончания существительных, глаголов, прилагательных, следил за правильным согласованием и расположением слов в предложениях.

Специфика работы воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи включала в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда.

Ежедневно, в специальной тетради для вечерних занятий воспитателя, логопед записывал задания и упражнения, которые воспитатель выполнял с указанными детьми. В эти задания включалась отработка отдельных артикуляционных упражнений; заучивание специально подобранных логопедом слов, предложений, стихотворений, коротких рассказов на закрепление поставленных звуков; проговаривание различных лексико-грамматических конструкций на материале словосочетаний, предложений; выполнение заданий на развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления; общей и мелкой моторики.

На протяжении учебного года логопед проводил беседы, консультации, семинары с воспитателями группы, показывал открытые занятия. Он рассказывал им о необходимости обращать внимание на построение лексико-грамматических конструкций детьми, какие приемы и методы нужно использовать на занятиях и в режимные моменты. Логопед информировал, как упражнять детей в составлении разных типов предложений и развивать лексико-грамматические конструкции с помощью различных игр.

Благодаря совместной работе логопеда и воспитателей были замечены значительные улучшения в речи детей. Они научились правильно произносить некоторые звуки речи, употреблять слова в нужной грамматической форме, словарный запас стал значительно шире. Дети научились вести диалог и связно рассказывать.

Помимо воспитателей значительную помощь в формировании звукопроизношения и лексико-грамматических конструкций оказали родители.

Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью комплексного коррекционного процесса. Она проводилась с первых дней пребывания ребенка в группе.

Постоянная связь логопеда с родителями проходила посредством индивидуальной тетради ребенка, где записывался речевой материал для проговаривания и заучивания, выдавались карточки для автоматизации звуков, развития фонематического слуха и закрепления отдельных грамматических конструкций. Дома родители вместе с детьми проговаривали записанное логопедом задание, заучивали стихотворения, пересказывали рассказы, составляли рассказы с опорой на план или схему, из личного опыта, описывали любимую игрушку.

Логопед консультировал родителей, как проводить систематические занятия, осуществлять контроль над речью детей, следить за четким произношением, обращать внимание на грамматически правильное употребление слов и построение предложений.

Логопед проводил цикл бесед для родителей по тематике, связанной с уровнем развития лексико-грамматических конструкций («Описываем игрушку», «Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома», «Мы учим детей рассказывать», «Как учить запоминать стихотворения»).

На протяжении учебного года систематически проводились консультации, обучающие семинары-практикумы по темам: «Как развивать лексико-грамматический строй у детей с общим недоразвитием речи», «Как правильно составлять рассказ по серии картинок».

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru