Помощь воспитателей и родителей при закреплении сформированных лексико-грамматических конструкций

Актуально о образовании » Система формирования лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи » Помощь воспитателей и родителей при закреплении сформированных лексико-грамматических конструкций

Страница 3

Поэтому в экспериментальной работе особое внимание уделялось формированию лексико-грамматических конструкций, так как правильное их употребление делает связную речь дошкольников более художественно оформленной.

В течение 2006-2007 учебного года в МДОУ детский сад №12 «Солнышко» ст. Выселки Выселковского района в группа ОНР I год обучения проводилась исследовательская работа по теме «Система формирования лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи». В эксперименте участвовала подгруппа, состоящая из шести дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Проанализировав специальную методическую литературу, была определена последовательность коррекционной работы по формированию лексико-грамматических конструкций в речи детей, которая строилась по онтогенетическому принципу. Для обследования речи детей мы использовали методику Л.Ф. Спировой, а обследование лексико-грамматического строя речи проводили, используя методику Т.П. Горюновой.

При логопедическом обследовании мы выявили нарушения неречевых и речевых процессов. Тщательно было изучено умение детей использовать в речи грамматические конструкции.

У всех дошкольников был отмечен недостаточный уровень сформированности лексико-грамматических конструкций. Дети допускали ошибки в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными в роде, числе, падеже, времени. Они не использовали в речи сложные предлоги и путают простые. Также наблюдались ошибки в предложно-падежных конструкциях. Не все дошкольники не употребляли в речи сложные предложения, а при составлении сложносочиненных или сложноподчиненных предложений испытывали значительные трудности.

Результаты обследования экспериментальной подгруппы отражены в диаграмме в сравнении с данными контрольной подгруппы.

После проведения планирования логопед приступил к коррекционной работе.

Коррекционная работа по формированию лексико-грамматических конструкций проводилась на фронтальных и индивидуальных занятиях с использованием различных методов и приемов, подобранных в соответствии с возрастом и уровнем развития детей. Для лучшего усвоения детьми изучаемого материала логопед активно применял наглядность разного вида: предметные, сюжетные, серийные, парные картинки, схемы составления рассказов. На занятиях проводились разного вида игры, упражнения, задания. Фронтальные занятия по лексико-грамматическим темам решали задачи:

- развитие понимания речи;

- практическое усвоение способов словообразования;

- усвоение форм словоизменения;

- усвоение навыка согласования существительных с прилагательными, числительными в роде, числе, падеже;

- употребление категорий притяжательных местоимений;

- составление простых предложений и их распространение;

- составление сложных предложений.

Из-за неустойчивого внимания, сниженной работоспособности, недостаточных речевых навыков, дети медленно усваивали материал, поэтому логопед закреплял его на индивидуальных занятиях.

В ходе индивидуальных занятий решались следующие задачи:

- уточнение произношения звуков;

- постановка и закрепление отсутствующих звуков;

- развитие фонематического слуха;

- преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;

- закрепление изученных лексико-грамматических конструкций.

В дальнейшем дошкольники научились правильно составлять различные виды грамматических конструкций, и употреблять их в связной речи.

Особенностью коррекционной работы в группе ОНР является участие воспитателя, который реализовывал коррекционно-воспитательные задачи в режимные моменты и по заданию логопеда. Воспитатель обращал внимание на то, как дети пользуются лексико-грамматическими конструкциями, изученными с логопедом. В ходе режимных моментов он побуждал детей к оречевлению своих действий и следил за правильностью ответов. Во второй половине дня воспитатель занимался с дошкольниками по заданию логопеда. Он проводил с детьми игры, упражнения по закреплению лексико-грамматических конструкций. Без активного участия родителей был бы неполный коррекционный процесс. Логопед организовывал консультации, собрания, индивидуальные беседы для родителей, оформлял стенд с необходимой информацией на темы: «Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома», «Игровые упражнения, формирующие лексико-грамматический строй», «Как и что, читать детям с общим недоразвитием речи». Родители следили за речью детей дома, обращали внимание на правильное построение лексико-грамматических конструкций и занимались по индивидуальным тетрадям. Все это способствовало улучшению речи детей.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Значение музыкального и художественного оформления внеклассных мероприятий
Стержнем воспитательных систем многих школ стали богатые традиции коллективных творческих дел. Они обеспечивают демократичность поведения всех участников воспитательного процесса, особый школьный дух, школьный патриотизм, сотрудничество во взаимодействии «учитель – ученик - родитель», возвращение в ...

Психолого-педагогическая сущность и структура умения решать проблемы во взаимоотношениях людей
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Ч ...

Специфика развития математических способностей
Ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют лог ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru