Общение в педагогической деятельности, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса

Актуально о образовании » Общение в педагогической деятельности, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса

Страница 6

Ограниченная сфера общения, ее узкий круг объясняются в первую очередь неспособностью личности к последовательной, произвольной регуляции процесса общения в соответствии с его общим для партнеров руслом, общими задачами.

Непосредственно наблюдаемые акты коммуникаций, средства общения, формы поведения, регулируются не только общающимися личностями, но и совместно создаваемыми отношениями. Качество отношений или дает простор, или ограничивает развитие субъектов общения. Высшим уровнем отношений является такой уровень, на котором реализуются нравственные ценности. Качество личности как субъекта общения, руководствующегося этическими принципами, заключается не только в том, чтобы строить свое поведение в соответствии с этими принципами. Активная борьба за достойные обоих общающихся нравственные отношения, за их прочность, перспективу, а не только за отдельные поступки - такова подлинно этическая позиция субъектов - участников общения.

Межличностные отношения могут различаться по своему ценностному социальному содержанию и тем самым иметь разные последствия для участвующих в них личностей. Одни отношения, складывающиеся в группе, обезличивают людей, «учитывают» их лишь как исполнителей, другие (характерные для настоящего коллектива) открывают возможность для развития каждого. Поэтому тип отношений в коллективе всегда может быть содержательно охарактеризован по личностному основанию.

В содержательно-ценностном аспекте существует непосредственная связь типа межличностных отношений, преобладающего в коллективе, и характера непосредственного общения. Высоко-моральные деловые отношения в коллективе создают такую атмосферу, в которой возникает и соответствующее личное общение (исчезают конфликты на почве зависти, неприязнь и т.д.). Напротив, в нездоровом коллективе, который по характеру преобладающих в нем отношений фактически теряет это высокое звание, личное общение его членов приводит к их реальному отрицанию как субъектов в психологическом и социально-психологическом смысле слова.

Хотя общение в последнем случае происходит между личностями, по существу оно, как это ни парадоксально, безлично, так как в нем происходит абстрагирование от самого ценного - человека как личности, как субъекта, раскрывающего себя в общении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Подробно о педагогике:

Преобразования в системе образования в Башкортостане во второй половине XIX века
Система образования является одним из важных показателей не только уровня образованности, но и социально-экономического и общественно-политического положения страны в процессе становления и развития человеческого общества того или иного государства. Исследование данной проблемы важно и с точки зрен ...

Отбор художественных произведений
Что дает искусство детям? Воспитываются интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Искусство раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений; с его помощью дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями. ...

Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста
Одно из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Взр ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru