Оно становится живой тканью учебно-воспитательного процесса, целенаправленным духовным взаимодействием педагогов и воспитанников, организованным движением духа.
В современных условиях изобилия информации и ее источников общение становится главным механизмом обучения: получения, анализа, отбора, переработки и усвоения знаний и навыков. Педагогическое общение занимает одно из приоритетных мест и среди механизмов воспитания. С его помощью в процессе делового взаимодействия обнаруживаются особенности восприятия учениками/воспитанниками окружающей среды, которые закрепляются в системе отношений и проявляются в свойствах и правах личности. В целом подвижная, изменчивая, противоречивая, изменяемая сфера общения, состоящая из обмена мыслями, чувствами и отношениями, является тем не менее духовно-психологической основой педагогического процесса, той главной сферой, в которой и через которую реализуются законы и принципы, правила воспитания, активно работают механизмы формирования личности, обучения, образования.
Успех целенаправленного и организованного общения зависит от ряда условий. Необходимо глубокое знание учителем воспитательных особенностей социального, психического, возрастного, индивидуального развития ученика/воспитанника, понимание их эмоционально-психологических состояний на момент вовлечения в общение.
Содержание общения является педагогически оправданным, когда обогащает, развивает, одухотворяет учеников/воспитанников, возбуждает их интересы, стимулирует их деятельность, эффективный процесс общения соответствует принципам явственного воспитания, базирующегося на системе форм и методов педагогического воздействия и взаимодействия. Организация общения превращает его в область применения педагогического искусства и мастерства.
Педагогическое общение полноценно выполняет свои функции, если ребенок выступает в нем не как пассивный объект воздействия воспитателя, а как его активный творческий субъект, обладающий знаниями, позицией, наделенный способностью самостоятельного мышления и нравственной внутренней волей.
Самостоятельная субъективность обучаемых, общительность постоянно и спонтанно проявляются в повседневных отношениях как естественная потребность. Одновременно в школе, в детском саду, школе они вовлекаются в педагогически организованное общение — взаимодействие. Сочетание этапного и организованного общения образует в личности стремление и способность к сознательному самостоятельному взаимодействию с миром, создает основу для формирования в ней культуры общения.
Объем понятия культуры общения включает в себя: образованность, духовное богатство, развитое мышление, способность осмысливать явления в различных областях жизни, разнообразие форм, типов, общения и эмоционально-эстетические модификации: прочную естественную основу, взаимное доверие субъектов общения; его результаты, в виде усвоения истины, стимулирования деятельности, ее четкой организации. Культура общения складывается и совершенствуется, взаимосвязывается культура воспитанников и педагогов.
Основой всякого общения является содержание деятельности взаимодействия, а педагогического общения — содержание учебно-воспитательного процесса. В него входят разнообразные виды ценной и личностно значимой деятельности, которые определяют направленность личности, интерес ребенка к общественной и личной ни, к окружающим людям и самому себе, формируют мышление, характер и тип общения. Такими видами, прежде всего, являются учебно-трудовая, производительная и иная общественно полезная организационная деятельность. Это сфера прямого и непосредственного приобщения воспитанников к общественной жизни. В процессе организованных педагогических отношений, деятельности, мышление приобретает гибкость, постоянную готовность к активной творческой деятельности, к анализу, обобщению, способность к нестандартным решениям.
Подробно о педагогике:
Эмоционально-волевая готовность
Развитие эмоционально-волевой сферы связано со становлением регулятивной функции психики. В рассматриваемый возрастной период дети склонны к сильным переживаниям, из-за пластичности нервных процессов происходит быстрая смена чувств. У детей особое значение начинает приобретать интеллектуальные чувс ...
Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о
сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка. Много таких дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов (Е.И. Тихеевой, Ф.И. Бл ...
Виды игрушек
Игрушки так же разнообразны, как и детские игры, поэтому существуют различные классификации игрушек: по тематике и видам игр (Е.А. Аркин, Е.А. Флерина), по оборудованию игрового процесса и степени их готовности (А.С. Макаренко). Классифицируются игрушки и по возрастам детей, педагогическим принципа ...