Общение в педагогической деятельности, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса

Актуально о образовании » Общение в педагогической деятельности, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса

Страница 2

Оно становится живой тканью учебно-воспитательного процесса, целенаправленным духовным взаимодействием педагогов и воспитанников, организованным движением духа.

В современных условиях изобилия информации и ее источников общение становится главным механизмом обучения: получения, анализа, отбора, переработки и усвоения знаний и навыков. Педагогическое общение занимает одно из приоритетных мест и среди механизмов воспитания. С его помощью в процессе делового взаимодействия обнаруживаются особенности восприятия учениками/воспитанниками окружающей среды, которые закрепляются в системе отношений и проявляются в свойствах и правах личности. В целом подвижная, изменчивая, противоречивая, изменяемая сфера общения, состоящая из обмена мыслями, чувствами и отношениями, является тем не менее духовно-психологической основой педагогического процесса, той главной сферой, в которой и через которую реализуются законы и принципы, правила воспитания, активно работают механизмы формирования личности, обучения, образования.

Успех целенаправленного и организованного общения зависит от ряда условий. Необходимо глубокое знание учителем воспитательных особенностей социального, психического, возрастного, индивидуального развития ученика/воспитанника, понимание их эмоционально-психологических состояний на момент вовлечения в общение.

Содержание общения является педагогически оправданным, когда обогащает, развивает, одухотворяет учеников/воспитанников, возбуждает их интересы, стимулирует их деятельность, эффективный процесс общения соответствует принципам явственного воспитания, базирующегося на системе форм и методов педагогического воздействия и взаимодействия. Организация общения превращает его в область применения педагогического искусства и мастерства.

Педагогическое общение полноценно выполняет свои функции, если ребенок выступает в нем не как пассивный объект воздействия воспитателя, а как его активный творческий субъект, обладающий знаниями, позицией, наделенный способностью самостоятельного мышления и нравственной внутренней волей.

Самостоятельная субъективность обучаемых, общительность постоянно и спонтанно проявляются в повседневных отношениях как естественная потребность. Одновременно в школе, в детском саду, школе они вовлекаются в педагогически организованное общение — взаимодействие. Сочетание этапного и организованного общения образует в личности стремление и способность к сознательному самостоятельному взаимодействию с миром, создает основу для формирования в ней культуры общения.

Объем понятия культуры общения включает в себя: образованность, духовное богатство, развитое мышление, способность осмысливать явления в различных областях жизни, разнообразие форм, типов, общения и эмоционально-эстетические модификации: прочную естественную основу, взаимное доверие субъектов общения; его результаты, в виде усвоения истины, стимулирования деятельности, ее четкой организации. Культура общения складывается и совершенствуется, взаимосвязывается культура воспитанников и педагогов.

Основой всякого общения является содержание деятельности взаимодействия, а педагогического общения — содержание учебно-воспитательного процесса. В него входят разнообразные виды ценной и личностно значимой деятельности, которые определяют направленность личности, интерес ребенка к общественной и личной ни, к окружающим людям и самому себе, формируют мышление, характер и тип общения. Такими видами, прежде всего, являются учебно-трудовая, производительная и иная общественно полезная организационная деятельность. Это сфера прямого и непосредственного приобщения воспитанников к общественной жизни. В процессе организованных педагогических отношений, деятельности, мышление приобретает гибкость, постоянную готовность к активной творческой деятельности, к анализу, обобщению, способность к нестандартным решениям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Выявление и систематизация нарушений звукопроизношения у старших дошкольников
В исследовании принимали участие дети, посещающие старшую группу ДОУ № 69 Советского района. В эксперименте принимали участия 10 детей — 5 мальчиков и 5 девочек 5- 5,5 лет, имеющими ЗПР, которая подтверждена заключением психоневролога и ПМПК. Работа по обследованию проводилась в феврале - марте 201 ...

Практическое занятие – метод Ривина-Баженова
Практическое занятие - это форма учебного занятия, где преподаватель организует детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умение и навыки их практического приложения путем индивидуального выполнения студентом в соответствии со сформулированны ...

Понятие иноязычной письменной речи
Письменная речевая деятельность – это целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. Письменные умения учащихся нередко значительно отстают от уровня обученности другим видам речевой дея ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru