Общение в педагогической деятельности, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса

Актуально о образовании » Общение в педагогической деятельности, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса

Страница 1

Неоспоримый факт, что «конечный продукт» педагогической деятельности учителя — духовный мир его воспитанников — их жизненная позиция, общая культура, мировоззрение, эрудиция, достигнутый уровень воспитанности и развития.

Для того чтобы реализовать эту высокую задачу педагог должен обладать совокупностью определенных знаний, умений и навыков. Реализация этих результатов происходит в непрерывном процессе общения учителя и ученика.

В общении с воспитанниками педагог выступает не просто человеком, который умеет общаться. Компетентность во взаимодействии - одно из основных составляющих его профессионализма, поскольку именно в общении происходит развитие учащихся. От того, как построен процесс общения, зависят результаты образования, т.е. направление и уровень развития обучаемых. Поэтому педагог строит взаимодействие с учащимися, учитывая как общие законы хорошего общения, так и основные закономерности развития.

Понятие общения использовалось для обоснования положения о социальной обусловленности, опосредованности психики человека, социализация личности. Например, в концепции высших психических функций Л.С. Выготского общение занимает центральное место — как фактор психического развития человека, условие его саморегуляции. Идея опосредованности системы отношений человека к бытию его отношениями с другими людьми получило философско-теоретическое обоснование в трудах С Л. Рубинштейна. Роль общения, как средства приобщения личности к общественным знаниям и усвоения общественного опыта, как условия развития мышления, подчеркивал А.Н Леонтьев. В трудах Б.Г. Ананьва общение выступает как одна из форм жизнедеятельности, условие социальной детерминации развития личности, формирования психики человека. В этот период, который можно охарактеризовать как период теоретического анализа роли и функций общения в психическом развитии человека, оставались не разработанными вопросы, касающиеся психологической структуры общения, специфики ее процессуальных характеристик.

В 70-е годы общение начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования (в отличие от использования понятия общения в качестве объяснительного принципа при анализе других проблем). Это период подлинного рождения проблемы общения в психологии. Специфика современного этапа в разработке проблемы общения заключается в переходе от исследования «в условиях общения» к изучению самого процесса, его характеристик, в превращении проблемы общения в объект психологического исследования на всех уровнях анализа — теоретическом, эмпирическом, прикладном.

Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

Социально-психологическая сущность общения состоит в том, что оно представляет собой живой и никогда не прекращающийся процесс взаимодействия людей, человека с самим собой и с миром. Потребность в общении закладывается в человеке изначально, генетически, естественное условие существования человека общественного и разумного. Общение обеспечивает обмен информацией, взаимопонимание, сотрудничество, творчество между людьми, развивает их психику, обогащает сознание.

Целью общения педагогов с учениками/воспитанниками является их развитие. Эта цель обычно достигается в совместной деятельности педагога с учениками/воспитанниками.

Образовательный процесс строится на активных действиях педагогов и учеников/воспитанников как субъектов общения, причем общение становится центром взаимодействия.

Педагогическим общение становится тогда, когда обусловлено целями, заранее специально осмысливается и программируется воспитателями. Педагогическое общение характеризуется целенаправленностью, сознательной постановкой цели, стремлением педагога ретин в процессе и в результате общения определенные учебные, образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Виды танцев. Требования к танцевальным движениям для младших дошкольников
Танцы состоят из простых народных и классических танцевальных движений. Их можно разделить на несколько видов: танцы и пляски с зафиксированными движениями, построение которых определяется структурой музыкального произведения; свободные танцы и пляски, в которых наиболее ярко проявляются творческие ...

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Какой же он, младший школьник, которому предстоит сложный путь изучения нового под руководством педагога, чей интерес к обучению предстоит пробудить педагогу? Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого во ...

Образование на основе логики и диалектики
Мировое сообщество (ЮНЕСКО) признает губительность действия современной системы образования на общество. Попытки реформирования предпринимаются. Среди них можно указать более или менее целостно спроектированную в 70-х годах систему дистанционного обучения Открытого университета Великобритании. Разр ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru