Общение в педагогической деятельности, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса

Актуально о образовании » Общение в педагогической деятельности, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса

Страница 3

Другая группа видов деятельности, требующая и создающая образный, отличный от делового тип общения, связана со сферой свободного времени, обеспечивает свободное, самодеятельное развитие личности воспитуемых. К этой группе относятся: техническое художественное творчество, разнообразные физкультурно-спортиивные занятия, взаимодействия в неформальных группах, и иные увлечения. Общение детей, подросттков между собой и со взрослыми в этих сферах деятельности носит непринужденный, свободный характер. Растущий человек чувствует себя раскрепощенным и выступает как самоуправляемая, непосредственно проявляющаяся, адекватная самому себе личность.

В процессе духовно-деятельного общения в этих видах деятельности дети, подростки стремятся одновременно к самоуправлению, самовыражении и нравственному самоутверждению. В этой деятельности наиболее ярко проявляются и укрепляются интересы, наклонности, зарождающиеся способности воспитанников.

Еще одна группа видов деятельности относится в основном к интимной сфере человеческой жизни, которая придает общению эмоционально-доверительный характер. Речь идет о деятельности и порождаемых дружбой, заинтересованным, бескорыстным взаимодействием; любовью, симпатией; родственными отношениями, включающими обмен внутрисемейной, клановой информацией, взаимопомощь, родственно-коллективное мнение и кодекс поведения. Здесь в общении формируются наиболее тонкие и сложные движения души, нравственно-эстетическою отношения к жизни, что делает его предметом особого, деликатного педагогическою внимания. Современные дети и подростки испытывают острый дефицит родственной заботы, доверительности, что способствует очерствению их, проникновению в их мир безнравственности, цинизма, равнодушия, удаления от культуры, накоплению опыта правонарушений.

Было бы ошибкой обойти вниманием такой важнейший вид духовной деятельности, как внутренняя нравственно-эстетическая и творческая работа. Воспитанник способен разнообразно проявляться в многообразии общения и отношений. Но усваивает он, свойства, качества, убеждения собственной личности, только проходящие через его личный опыт, пропускающиеся сквозь сито чувств, осмысливается и перерабатывается во внутреннем, наедине с самим собой, в своем сознании и воображении ребенок сам совершает творческий поиск, личное открытие мира, познавание законов его развития и эстетических свойств, формирование ми-рения: идеалов, взглядов, убеждений. Воспитательно-психологическая внутренняя духовная деятельность необходима для детей, как труд души, как нескончаемый диалог с собой, формирующий нравственную сущность личности, самостоятельность ответственность, ее свободную нравственную волю.

Внутренняя работа детской души педагогически направляема и управляема внешние виды деятельности. Внутренний духовный диалог может вдохнуть совесть, но умолкнуть под влиянием асоциального окружающего, разлагающего воздействия среды. Но питаемый общественными достижениями духовной культуры, нравственной ответственности перед людьми и самим собой, растущая личность ребенка будет полнокровной, способной к самоанализу, самооценке, самостимулированию.

И наконец, совершенно особое значение, неоценимое для воспитания детей и подростков, имеет их общение с живой природой, растениями, птицами и особенно с животными. Ученики, которые занимаются общественно полезным трудом, учатся ответственности, ухаживая за растениями и животными, развивают в себе человеческую способность эстетического общения с прекрасными природными явлениями. Такое общение имеет целебное, психотерапевтическое свойство, снимает нервное напряжение, варьирует последствия стрессов. О состоянии нравственности растущей личности во многом можно судить по его отношению к животным характеру общения с ними.

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Взаимодействие субъектов образовательного процесса в диагностико-коррекционной работе
Содержание учебного материала Психолого-медико-педагогическая консультация (комиссия), её роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии и поведении ребёнка. Школьный консилиум – рабочий орган взаимодействия педагогов и специалистов, участвующих в диагностико-коррекционной работе с детьми ...

Культурная социализация молодежи
Социализация личности – это процесс, обусловленный экономическими, экологическими, политическими, идеологическими и культурными условиями жизни общества [4, с. 42]. И без хорошей стратегии воспитания ни один молодой человек не пройдет успешно процесс социализации личности. Широкое исследование соде ...

Характеристика освоения дошкольниками грамматического строя речи, его закономерности и этапы развития
Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru