Общение в педагогической деятельности, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса

Актуально о образовании » Общение в педагогической деятельности, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса

Страница 3

Другая группа видов деятельности, требующая и создающая образный, отличный от делового тип общения, связана со сферой свободного времени, обеспечивает свободное, самодеятельное развитие личности воспитуемых. К этой группе относятся: техническое художественное творчество, разнообразные физкультурно-спортиивные занятия, взаимодействия в неформальных группах, и иные увлечения. Общение детей, подросттков между собой и со взрослыми в этих сферах деятельности носит непринужденный, свободный характер. Растущий человек чувствует себя раскрепощенным и выступает как самоуправляемая, непосредственно проявляющаяся, адекватная самому себе личность.

В процессе духовно-деятельного общения в этих видах деятельности дети, подростки стремятся одновременно к самоуправлению, самовыражении и нравственному самоутверждению. В этой деятельности наиболее ярко проявляются и укрепляются интересы, наклонности, зарождающиеся способности воспитанников.

Еще одна группа видов деятельности относится в основном к интимной сфере человеческой жизни, которая придает общению эмоционально-доверительный характер. Речь идет о деятельности и порождаемых дружбой, заинтересованным, бескорыстным взаимодействием; любовью, симпатией; родственными отношениями, включающими обмен внутрисемейной, клановой информацией, взаимопомощь, родственно-коллективное мнение и кодекс поведения. Здесь в общении формируются наиболее тонкие и сложные движения души, нравственно-эстетическою отношения к жизни, что делает его предметом особого, деликатного педагогическою внимания. Современные дети и подростки испытывают острый дефицит родственной заботы, доверительности, что способствует очерствению их, проникновению в их мир безнравственности, цинизма, равнодушия, удаления от культуры, накоплению опыта правонарушений.

Было бы ошибкой обойти вниманием такой важнейший вид духовной деятельности, как внутренняя нравственно-эстетическая и творческая работа. Воспитанник способен разнообразно проявляться в многообразии общения и отношений. Но усваивает он, свойства, качества, убеждения собственной личности, только проходящие через его личный опыт, пропускающиеся сквозь сито чувств, осмысливается и перерабатывается во внутреннем, наедине с самим собой, в своем сознании и воображении ребенок сам совершает творческий поиск, личное открытие мира, познавание законов его развития и эстетических свойств, формирование ми-рения: идеалов, взглядов, убеждений. Воспитательно-психологическая внутренняя духовная деятельность необходима для детей, как труд души, как нескончаемый диалог с собой, формирующий нравственную сущность личности, самостоятельность ответственность, ее свободную нравственную волю.

Внутренняя работа детской души педагогически направляема и управляема внешние виды деятельности. Внутренний духовный диалог может вдохнуть совесть, но умолкнуть под влиянием асоциального окружающего, разлагающего воздействия среды. Но питаемый общественными достижениями духовной культуры, нравственной ответственности перед людьми и самим собой, растущая личность ребенка будет полнокровной, способной к самоанализу, самооценке, самостимулированию.

И наконец, совершенно особое значение, неоценимое для воспитания детей и подростков, имеет их общение с живой природой, растениями, птицами и особенно с животными. Ученики, которые занимаются общественно полезным трудом, учатся ответственности, ухаживая за растениями и животными, развивают в себе человеческую способность эстетического общения с прекрасными природными явлениями. Такое общение имеет целебное, психотерапевтическое свойство, снимает нервное напряжение, варьирует последствия стрессов. О состоянии нравственности растущей личности во многом можно судить по его отношению к животным характеру общения с ними.

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Методика использования малых форм фольклора в работе с детьми пяти-шести лет
Основным содержанием работы на занятиях по развитию речи является обучение способам наилучшего использования языковых средств для образного выражения задуманного содержания на основе развития всех сторон речи. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводятся на материале фразео ...

Русские народные традиции в воспитании современной молодежи: история и современность
воспитание молодежь социализация народный традиция По мнению А.Н. Афанасьева народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценност ...

Выявление и систематизация нарушений звукопроизношения у старших дошкольников
В исследовании принимали участие дети, посещающие старшую группу ДОУ № 69 Советского района. В эксперименте принимали участия 10 детей — 5 мальчиков и 5 девочек 5- 5,5 лет, имеющими ЗПР, которая подтверждена заключением психоневролога и ПМПК. Работа по обследованию проводилась в феврале - марте 201 ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru