Во всяком случае, здесь лежит камень, от которого начинаются два пути — либо в сторону действительного математического знания, либо в сторону его «словесно-знаковых» фикций, которые нередко возникают в практике обучения.
Проблема преемственности между различными ступенями образовательных учреждений является в настоящее время актуальной, так как различия в требованиях к уровню знаний, умений и навыков, полученных детьми на различных ступенях образования, и требованиями последующих ступеней образования значительны. Не учитывать этот факт в работе воспитателей и учителей сейчас просто невозможно. Особо необходимо говорить о преемственности между дошкольным и начальным образованием.
Под преемственностью в обучении мы будем понимать связь между этапами в процессе обучения и развития. Связь, когда достигнутый уровень интеллектуального развития является источником формирования всякого возрастного новообразования, а становление новообразования прочно базируется на достигнутом уровне развития. Таким образом, преемственность позволяет понять особенности и возможности плавного, не травмирующего психику ребенка, перехода от одной ступени обучения к другой.
Преемственность - понятие многогранное. Это и социальная адаптация ребенка в новых условиях, и необходимый уровень развития творческого воображения, и формирование определенных коммуникативных умений. Преемственность включает в себя как элемент подготовку ребенка к обучению в школе, то есть овладение им необходимым объемом знаний и умений.
Рассматривая подготовку ребенка к школе как элемент преемственности, мы выделяем три составляющих компонента: содержательный, методический и деятельностный (поведенческий). Содержательный компонент раскрывает структуру и принципы отбора содержания в дошкольных учреждениях и первом классе начальной школы.
Проведем краткий анализ содержания образовательных программ в дошкольных учреждениях - традиционной, по которой работают еще большинство дошкольных учреждений, и альтернативных и содержанием обучения в 1 классе начальной школы (см. табл. 1).
Таблица 1 Основные аспекты содержания обучения в дошкольных образовательных учреждениях и 1 классе начальной школы
Содержание |
Традиционная |
Альтернативная программа № 1 |
Альтернативная программа № 1 |
Альтернативная программа № 1 |
1 кл. нач. шк. |
Множество |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Число как количествен-ная характерис-тика |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Натуральный ряд чисел. Счет |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ Счет до 100 |
Геометрические понятия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Величины |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Число как мера величины |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Измерительная деятельность |
+ на основе условной мерки |
+ на основе условной мерки |
+ на основе условной мерки |
+ на основе условной мерки и ед. измерения |
+ на основе ед. измерения |
Арифметичес-кие действия: сложение, вычитание |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ в концентре 100 |
Простые задачи |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ориентировка в пространстве |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ориентировка во времени |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Подробно о педагогике:
Анализ фортепианных пьес Яна Сибелиуса
Сибелиус очень любил природу, она вдохновляла его на создание прекрасных произведений. Образы финской природы претворены Сибелиусом в четвертой симфонии, симфонической поэме "Caga", "Весна", "Дриада", "Океаниды". В этих произведениях чувствуется влияние импре ...
Методическая редукция учебного материала
Методическая редукция – это трансформация абстрактных теоретических положений научной области соответственно уровню понимания учащихся. Следовательно, методическая редукция имеет целью преобразовать содержание вновь изучаемого учебного материала в форму более простую и доступную для понимания его у ...
Структура учебной деятельности при компьютерном обучении
В отечественной психологии учение рассматривается как процесс, главными компонентами которого являются знания и действия. Такое понимание процесса учения восходит еще к Я. А. Коменскому, который определил знания частично как чувственные представления, а главным образом - как понятия и их системы, о ...