Во всяком случае, здесь лежит камень, от которого начинаются два пути — либо в сторону действительного математического знания, либо в сторону его «словесно-знаковых» фикций, которые нередко возникают в практике обучения.
Проблема преемственности между различными ступенями образовательных учреждений является в настоящее время актуальной, так как различия в требованиях к уровню знаний, умений и навыков, полученных детьми на различных ступенях образования, и требованиями последующих ступеней образования значительны. Не учитывать этот факт в работе воспитателей и учителей сейчас просто невозможно. Особо необходимо говорить о преемственности между дошкольным и начальным образованием.
Под преемственностью в обучении мы будем понимать связь между этапами в процессе обучения и развития. Связь, когда достигнутый уровень интеллектуального развития является источником формирования всякого возрастного новообразования, а становление новообразования прочно базируется на достигнутом уровне развития. Таким образом, преемственность позволяет понять особенности и возможности плавного, не травмирующего психику ребенка, перехода от одной ступени обучения к другой.
Преемственность - понятие многогранное. Это и социальная адаптация ребенка в новых условиях, и необходимый уровень развития творческого воображения, и формирование определенных коммуникативных умений. Преемственность включает в себя как элемент подготовку ребенка к обучению в школе, то есть овладение им необходимым объемом знаний и умений.
Рассматривая подготовку ребенка к школе как элемент преемственности, мы выделяем три составляющих компонента: содержательный, методический и деятельностный (поведенческий). Содержательный компонент раскрывает структуру и принципы отбора содержания в дошкольных учреждениях и первом классе начальной школы.
Проведем краткий анализ содержания образовательных программ в дошкольных учреждениях - традиционной, по которой работают еще большинство дошкольных учреждений, и альтернативных и содержанием обучения в 1 классе начальной школы (см. табл. 1).
Таблица 1 Основные аспекты содержания обучения в дошкольных образовательных учреждениях и 1 классе начальной школы
Содержание |
Традиционная |
Альтернативная программа № 1 |
Альтернативная программа № 1 |
Альтернативная программа № 1 |
1 кл. нач. шк. |
Множество |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Число как количествен-ная характерис-тика |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Натуральный ряд чисел. Счет |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ Счет до 100 |
Геометрические понятия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Величины |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Число как мера величины |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Измерительная деятельность |
+ на основе условной мерки |
+ на основе условной мерки |
+ на основе условной мерки |
+ на основе условной мерки и ед. измерения |
+ на основе ед. измерения |
Арифметичес-кие действия: сложение, вычитание |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ в концентре 100 |
Простые задачи |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ориентировка в пространстве |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ориентировка во времени |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Подробно о педагогике:
Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
образный речь фольклор педагогика После изучения теоретического материала по проблеме "Развитие образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора", мы определили цель констатирующего эксперимента: выявить особенности образной речи у детей пяти-шести лет. Для достижения эт ...
Современные подходы к обучению орфографической грамотности
Чтобы грамотно писать, ребенок должен иметь в своей памяти как можно больше устоявшихся образов слов. И это должны быть не специально заученные написания слов, а целостные образы, которые при письме будут бессознательно всплывать в памяти ребенка. Как известно, человек может воспринимать информацию ...
Цель, задачи, методы и организация исследования
Цель исследования – выявить динамику физической подготовленности студенток специализирующихся по циклу «оздоровительный фитнесс». Задачи исследования – студенток специализации «оздоровительный фитнесс». 1. Исследовать начальный уровень физической подготовленности студенток. 2. Анализ динамики показ ...