Технологии педагогов-новаторов работающих в системе "Развивающего обучения" на уроках

Актуально о образовании » Исследования групповых форм работы на уроках истории » Технологии педагогов-новаторов работающих в системе "Развивающего обучения" на уроках

Страница 3

Четвертый элемент первого этапа завершается общей самооценкой. На этом первый этап урока завершается, на что планируется до 10 минут времени. За это время учитель получил полную информацию о степени выполнения Д/з на 4-х уровнях. Узнали о качестве творческого развития детей. Все были оценены.

2) Операционально-исполнительный этап урока.

Это этап решения учебной задачи и формирования учебных действий. Здесь основная функция разработчика технологии урока заключается в профессиональном и умело расчленении УЗ на составляющие частные, элементарные, простейшие учебные задания, через решение которых идет динамический процесс восхождения от абстрактных компонентов к конкретному, системному, синтетическому понятию. Происходит поэтапное всестороннее раскрытие внутренней структуры изучаемого понятия. Учащиеся в практической деятельности постепенно пошагово усваивают все свойства, признаки, отношение объекта. Процесс решения учебной задачи сопровождается выделением учебных действий и формированием общего способа мышления, т.е. способа, необходимого для решения всех задач-проблем данного класса. Решение УЗ происходит также в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов (приемов) в знаковой, графической или другой символической форме. Выполнение каждого шага заканчивается самооценкой, утверждаемой в группе. Если они на уроке выполнили 10 заданий, следовательно у них будет по 10 промежуточных оценок, а затем итоговая оценка.

Самооценки ставятся с учетом следующих критериев:

- отметка "5" - если ученик в уме может проговорить усвоенный материал (рефлексивный, умственный уровень);

- отметка "4" - если ученик в уме в полном объеме и последовательно не может проговаривать, но соседу вслух может рассказать (вербальный уровень);

- отметка "3" - если может проговаривать соседу по группе, но только с использованием справочного материала (предметный уровень).

На практике такие психологические требования оправдались. Кроме того могут быть еще дидактические требования. Шаговая система решения УЗ обеспечивает:

- ровное усвоение всеми учениками изучаемого материала;

- осознанное выделение учебных действий и формирование общего способа;

- оперативное получение обратной связи о степени усвоения знаний.

Второй этап занимает 25 – 30 минут времени.

3) Рефлексивно-оценочный этап урока (вместо традиционного закрепления материала).

Здесь мы имели итоговую рефлексию и завершение урока общей самооценкой. Контрольно-оценочную функцию эта технология передает учащимся через организацию системы контроля и самооценки. Однако эти действия на уроке производятся не только как особый третий этап, дети контролируют и оценивают себя с учетом поэтапной рефлексии и мини-оценок, выставленных себе по результатам степени усвоения и решения УЗ, расчлененной на простые задания.

Уроки проходят не только в формах индивидуальной, но и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий характер обучения.

Интересна, на мой взгляд, еще одна педагогическая технология Н.Е. Щурковой.

В 80-х годах, в стенах Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина, а позже МГПУ имени В.И. Ленина, ее коллективом разрабатывался прикладной учебный курс для будущих педагогов (студентов пед. вузов). Новый курс выстраивается на новых методологических научных основаниях: избран культурологический взгляд на воспитание. Он позволяет определить воспитание как вхождение ребенка вместе с педагогом, в контекст современной культуры. О – освоение, у – усвоение и присвоение культуры – это слагаемые воспитательного процесса, а знание о мире, умение взаимодействовать с миром и отношение к миру как таковому – содержание воспитания. Овладение педагогической технологией не может быть осуществлено в рамках академических знаний. Поэтому рождение новой педагогической дисциплины ознаменовалось появлением педагогической студии (работы в группах) как адекватной для обучения профессиональному ремеслу формы. Методика организации педагогической студии отработана.

Три ключевых метода лежат в основании педагогической студии. Первый – иллюстративный, обеспечивающий педагогическое профессиональное предъявление того феномена, который изучается на студии. Второй – метод обыденной аналогии, позволяющий построить логический мост от житейских представлений к научным обобщениям, понятиям. Третий – упражнения, содействующие формированию необходимых умений для осуществления педагогического замысла.

Ключевой метод определяет и характер этапа студии: иллюстративный – порождает этюд; метод обыденной аналогии выводит на экспликацию, упражнения выстраивают этап занятий, посвящена психологическому настрою и интеллектуальной установке. Этот этап называется прологом. Его назначение в осмыслении значения и личностного смысла вопроса, а также в концентрировании всех ресурсов личности перед напряженной активной работой. При необходимости этот этап должен включить в себя снятие психологических и физических зажимов, обеспечение психологической рискованности всех участников занятий. Завершающая часть студийных занятий – рефлексия, обращающая студийцев мысленно ко всему ходу занятий, к своим ощущениям, переживаниям, новообразованиям, самочувствию. Рефлексия способствует осмыслению нового профессионального рубежа, планированию изменений в будущей педагогической деятельности. Педагогическая технология вбирает в себя некоторые элементы театральной, актерской техники.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Педагогические стратегии в профилактике и коррекции адаптационных нарушений в развитии детей
Содержание учебного материала Гармонизация условий жизни, средовых влияний, режимной, эмоциональной, дидактической нагрузки с учетом особенностей и проблем развития школьника как основная педагогическая стратегия в профилактике и коррекции адаптационных нарушений. Место и значение формирования пози ...

Педагогический путь С.Т.Шацкого
Станисла́в Теофи́лович Ша́цкий (1 июня 1878 — 30 октября 1934) — русский и советский педагог. Станислав Теофилович Шацкий родился в с. Воронине, ныне в Духовщинском районе Смоленской обл., происходил из дворянской семьи, многолюдной, с выраженными религиозными настроениями (католициз ...

Механизмы возникновения заикания
До настоящего времени механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля - логопедов, невропатологов, психологов и др. Механизмы возникновения заикания, как таковые, сложны и неоднородны. Несомненно одно: заикание — результат предрасполагающих и конкретных разр ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru