Четвертый элемент первого этапа завершается общей самооценкой. На этом первый этап урока завершается, на что планируется до 10 минут времени. За это время учитель получил полную информацию о степени выполнения Д/з на 4-х уровнях. Узнали о качестве творческого развития детей. Все были оценены.
2) Операционально-исполнительный этап урока.
Это этап решения учебной задачи и формирования учебных действий. Здесь основная функция разработчика технологии урока заключается в профессиональном и умело расчленении УЗ на составляющие частные, элементарные, простейшие учебные задания, через решение которых идет динамический процесс восхождения от абстрактных компонентов к конкретному, системному, синтетическому понятию. Происходит поэтапное всестороннее раскрытие внутренней структуры изучаемого понятия. Учащиеся в практической деятельности постепенно пошагово усваивают все свойства, признаки, отношение объекта. Процесс решения учебной задачи сопровождается выделением учебных действий и формированием общего способа мышления, т.е. способа, необходимого для решения всех задач-проблем данного класса. Решение УЗ происходит также в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов (приемов) в знаковой, графической или другой символической форме. Выполнение каждого шага заканчивается самооценкой, утверждаемой в группе. Если они на уроке выполнили 10 заданий, следовательно у них будет по 10 промежуточных оценок, а затем итоговая оценка.
Самооценки ставятся с учетом следующих критериев:
- отметка "5" - если ученик в уме может проговорить усвоенный материал (рефлексивный, умственный уровень);
- отметка "4" - если ученик в уме в полном объеме и последовательно не может проговаривать, но соседу вслух может рассказать (вербальный уровень);
- отметка "3" - если может проговаривать соседу по группе, но только с использованием справочного материала (предметный уровень).
На практике такие психологические требования оправдались. Кроме того могут быть еще дидактические требования. Шаговая система решения УЗ обеспечивает:
- ровное усвоение всеми учениками изучаемого материала;
- осознанное выделение учебных действий и формирование общего способа;
- оперативное получение обратной связи о степени усвоения знаний.
Второй этап занимает 25 – 30 минут времени.
3) Рефлексивно-оценочный этап урока (вместо традиционного закрепления материала).
Здесь мы имели итоговую рефлексию и завершение урока общей самооценкой. Контрольно-оценочную функцию эта технология передает учащимся через организацию системы контроля и самооценки. Однако эти действия на уроке производятся не только как особый третий этап, дети контролируют и оценивают себя с учетом поэтапной рефлексии и мини-оценок, выставленных себе по результатам степени усвоения и решения УЗ, расчлененной на простые задания.
Уроки проходят не только в формах индивидуальной, но и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий характер обучения.
Интересна, на мой взгляд, еще одна педагогическая технология Н.Е. Щурковой.
В 80-х годах, в стенах Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина, а позже МГПУ имени В.И. Ленина, ее коллективом разрабатывался прикладной учебный курс для будущих педагогов (студентов пед. вузов). Новый курс выстраивается на новых методологических научных основаниях: избран культурологический взгляд на воспитание. Он позволяет определить воспитание как вхождение ребенка вместе с педагогом, в контекст современной культуры. О – освоение, у – усвоение и присвоение культуры – это слагаемые воспитательного процесса, а знание о мире, умение взаимодействовать с миром и отношение к миру как таковому – содержание воспитания. Овладение педагогической технологией не может быть осуществлено в рамках академических знаний. Поэтому рождение новой педагогической дисциплины ознаменовалось появлением педагогической студии (работы в группах) как адекватной для обучения профессиональному ремеслу формы. Методика организации педагогической студии отработана.
Три ключевых метода лежат в основании педагогической студии. Первый – иллюстративный, обеспечивающий педагогическое профессиональное предъявление того феномена, который изучается на студии. Второй – метод обыденной аналогии, позволяющий построить логический мост от житейских представлений к научным обобщениям, понятиям. Третий – упражнения, содействующие формированию необходимых умений для осуществления педагогического замысла.
Ключевой метод определяет и характер этапа студии: иллюстративный – порождает этюд; метод обыденной аналогии выводит на экспликацию, упражнения выстраивают этап занятий, посвящена психологическому настрою и интеллектуальной установке. Этот этап называется прологом. Его назначение в осмыслении значения и личностного смысла вопроса, а также в концентрировании всех ресурсов личности перед напряженной активной работой. При необходимости этот этап должен включить в себя снятие психологических и физических зажимов, обеспечение психологической рискованности всех участников занятий. Завершающая часть студийных занятий – рефлексия, обращающая студийцев мысленно ко всему ходу занятий, к своим ощущениям, переживаниям, новообразованиям, самочувствию. Рефлексия способствует осмыслению нового профессионального рубежа, планированию изменений в будущей педагогической деятельности. Педагогическая технология вбирает в себя некоторые элементы театральной, актерской техники.
Подробно о педагогике:
Ответственность за нарушение законодательства по вопросам проведения ЕГЭ
В законодательстве РФ содержатся правовые нормы, закрепляющие права обучающихся и воспитанников образовательных учреждений и обязанность органов государственной власти и образовательных учреждений исполнять требования, установленные законодательством. Однако отсутствовали нормативные документы, уст ...
Результаты экспериментальной работы по эстетическому воспитанию учащихся
10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды
Эксперимент по организации проектной деятельности учащихся 10-11 классов в процессе изготовления одежды проводился с целью проверки эффективности данного метода обучения на базе МОУ средней общеобразовательной школы № 16 г.Славянска-на-Кубани. В эксперименте принимали участие: д.п.н профессор Зареч ...
Практическое усвоение конструкций сложных предложений
После усвоения детьми предшествующего материала и многократного закрепления его, логопед приступил к обучению детей применять грамматические конструкции в сложных предложениях. Первоначально логопед отрабатывал с детьми структуру сложносочиненного предложения, используя соединительный союз «и» (На ...