Обобщение опыта использования групповых форм работы на уроках истории

Актуально о образовании » Исследования групповых форм работы на уроках истории » Обобщение опыта использования групповых форм работы на уроках истории

Страница 2

Внешне такая форма опроса напоминает игру – Что? Где? Когда? Но по сути, это самая тяжелая работа для учителя и учащегося. Здесь никто не боится получить "2" и каждый имеет шанс получить "5". Хотя шансы равны, но больше его используют сильные ученики. Для слабых введена система блиц - вопросов. В начале урока против каждой команды записывается фамилия 1-2 таких учеников и ставятся 3 черточки (- - - ). В любой момент учитель может спросить их сам без капитанов и за правильный ответ поставить "+", а за неправильный "-". За 3 "+" - 5; 2 "+" - 4; 1 "+" - 3; ни одного – 2. Двойку может ликвидировать правильный ответ на общих основаниях. На "блице" будут заданы простые вопросы. Главное, ответ на них должен прозвучать своевременно в ходе урока, чтобы вплестись в общую структуру изучаемой темы. Во время такой работы подсказки исчезли, потому что: 1) из другой команды давать их невыгодно, т.к. это значит подарить 1 очко или 1 балл соперникам; 2) за подсказками внутри команды ревностно следят соперники; 3) если подсказка прозвучала, то учитель озвучивает ее и вопрос снимается.

Преимущества данной системы:

вносит разнообразие в ход однообразного учебного процесса;

положительно стимулирует учебную мотивацию школьников;

создает раскрепощенную игровую атмосферу на уроке;

в равной мере включаются разные стороны личности: "Я" и "Мы", соперничество и сотрудничество, эгоизм и коллективизм;

способствует самоконтролю дисциплины в классе;

дает дополнительные возможности для реализации лидерских задатков учеников.

Недостатки:

Наиболее слабое звено – дефицит сильных стимулов для поддержки соревновательности на уроке. Для тех классов, у которых история была последним уроком, учитель использовал в качестве стимула свободное время (5-10 минут до конца урока) – отпускал команду победительницу.

Описанный ниже урок М. Руденко, проводился в VIII классе, однако такое занятие может быть организовано в VII классе где, в рамках концентрической системы (структуры) исторического образования чаще всего изучаются события XVIII столетия.

Тема: Внешняя политика России во 2п. XVIII века.

Основные задачи: обобщив знания школьников о внутренней политике Екатерины II, показать связь этой политики с политикой внешней. Раскрыть цели и основное содержание внешней политики России во 2п. XVIII века. Способствовать формированию умений работать в группах, а также обобщать знания, полученные из различных источников.

Урок – семинар рассчитан на 2,5 часа. Предполагается, что учитель тратит примерно половину урока на опрос по теме "Внутренняя политика Росси при Екатерине II", затем начинается изучение внешней политики нашей страны в царствование этой императрицы. (это первый подготовительный этап группового семинара).

Следующий урок целиком посвящен работе в группах. Каждая группа (4 группы по 5 человек) получает карточку с заданием и инструкцией. В карточке по 3 задания, количество которых можно увеличить или уменьшить. Работа с карточками начинается на уроке и продолжается дома. На завершающем занятии представители групп выступают с сообщениями, чертят на доске таблицы и т.д. Учитель дополняет и корректирует выступления учащихся. Все школьники переносят в тетрадь таблицу и основные понятия данной темы.

Преимущества данной системы:

Способствует последовательному и глубокому усвоению учащимися данного материала;

Создает раскрепощенную атмосферу и общую занятость на уроке;

Положительно стимулирует учебную мотивацию школьников и т.д.

Это были примеры использования опыта групповой формы работы учителей на уроках истории. В своей педагогической практике мной был использован экспериментальный урок по истории в 5 "б" классе в общеобразовательной средней школе №13 с применением групповой формы работы.

Тема: Древнерусские княжества в XII-XIII веке. Нашествие манголо-татар.

Класс по своим способностям средний. Цель урока – сформировать знания о событиях истории Руси XII-XIII веков.

Задачи: 1) добиться положительной мотивации к своему предмету; 2) дать возможность поработать в мини-группе всем учащимся и полнее раскрыть способности каждого ученика.

Особенности: такая форма работы была проведена с этим классом впервые. Учащиеся стремятся проявить себя. Было сдвинуто по 3 стола. Посадка в разноуровневые группы была осуществлена таким образом, чтобы каждому было удобно смотреть на доску.

Оборудование: рабочие атласы, копии справочного материала, дополнительная литература, специально подобранная для этого урока. В течении урока использовались следующие методы: рассказ, беседа, работа с картой, работа в группах, социометрия. Большую помощь оказали результаты психологической диагностики в пятых классах, наблюдения за учащимися.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Роль наглядных пособий при формировании лексических навыков у учащихся 3-х классов
Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае языка – позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности. С помощью предметных картинок и тематических картин ...

Комплекс упражнений, направленных на развитие орфографической интуиции
При работе с детьми младшего школьного возраста необходимо учитывать особенности памяти детей данного возраста, так как дифференцированный подход к обучению определяет более высокую обучаемость младших школьников. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е. оно опирае ...

Общая характеристика речевого развития младших школьников
Общение – одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди "как физически, так и духовно творят друг друга ." [19, 14]. Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей. Развитие речи у реб ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru