Обобщение опыта использования групповых форм работы на уроках истории

Актуально о образовании » Исследования групповых форм работы на уроках истории » Обобщение опыта использования групповых форм работы на уроках истории

Страница 2

Внешне такая форма опроса напоминает игру – Что? Где? Когда? Но по сути, это самая тяжелая работа для учителя и учащегося. Здесь никто не боится получить "2" и каждый имеет шанс получить "5". Хотя шансы равны, но больше его используют сильные ученики. Для слабых введена система блиц - вопросов. В начале урока против каждой команды записывается фамилия 1-2 таких учеников и ставятся 3 черточки (- - - ). В любой момент учитель может спросить их сам без капитанов и за правильный ответ поставить "+", а за неправильный "-". За 3 "+" - 5; 2 "+" - 4; 1 "+" - 3; ни одного – 2. Двойку может ликвидировать правильный ответ на общих основаниях. На "блице" будут заданы простые вопросы. Главное, ответ на них должен прозвучать своевременно в ходе урока, чтобы вплестись в общую структуру изучаемой темы. Во время такой работы подсказки исчезли, потому что: 1) из другой команды давать их невыгодно, т.к. это значит подарить 1 очко или 1 балл соперникам; 2) за подсказками внутри команды ревностно следят соперники; 3) если подсказка прозвучала, то учитель озвучивает ее и вопрос снимается.

Преимущества данной системы:

вносит разнообразие в ход однообразного учебного процесса;

положительно стимулирует учебную мотивацию школьников;

создает раскрепощенную игровую атмосферу на уроке;

в равной мере включаются разные стороны личности: "Я" и "Мы", соперничество и сотрудничество, эгоизм и коллективизм;

способствует самоконтролю дисциплины в классе;

дает дополнительные возможности для реализации лидерских задатков учеников.

Недостатки:

Наиболее слабое звено – дефицит сильных стимулов для поддержки соревновательности на уроке. Для тех классов, у которых история была последним уроком, учитель использовал в качестве стимула свободное время (5-10 минут до конца урока) – отпускал команду победительницу.

Описанный ниже урок М. Руденко, проводился в VIII классе, однако такое занятие может быть организовано в VII классе где, в рамках концентрической системы (структуры) исторического образования чаще всего изучаются события XVIII столетия.

Тема: Внешняя политика России во 2п. XVIII века.

Основные задачи: обобщив знания школьников о внутренней политике Екатерины II, показать связь этой политики с политикой внешней. Раскрыть цели и основное содержание внешней политики России во 2п. XVIII века. Способствовать формированию умений работать в группах, а также обобщать знания, полученные из различных источников.

Урок – семинар рассчитан на 2,5 часа. Предполагается, что учитель тратит примерно половину урока на опрос по теме "Внутренняя политика Росси при Екатерине II", затем начинается изучение внешней политики нашей страны в царствование этой императрицы. (это первый подготовительный этап группового семинара).

Следующий урок целиком посвящен работе в группах. Каждая группа (4 группы по 5 человек) получает карточку с заданием и инструкцией. В карточке по 3 задания, количество которых можно увеличить или уменьшить. Работа с карточками начинается на уроке и продолжается дома. На завершающем занятии представители групп выступают с сообщениями, чертят на доске таблицы и т.д. Учитель дополняет и корректирует выступления учащихся. Все школьники переносят в тетрадь таблицу и основные понятия данной темы.

Преимущества данной системы:

Способствует последовательному и глубокому усвоению учащимися данного материала;

Создает раскрепощенную атмосферу и общую занятость на уроке;

Положительно стимулирует учебную мотивацию школьников и т.д.

Это были примеры использования опыта групповой формы работы учителей на уроках истории. В своей педагогической практике мной был использован экспериментальный урок по истории в 5 "б" классе в общеобразовательной средней школе №13 с применением групповой формы работы.

Тема: Древнерусские княжества в XII-XIII веке. Нашествие манголо-татар.

Класс по своим способностям средний. Цель урока – сформировать знания о событиях истории Руси XII-XIII веков.

Задачи: 1) добиться положительной мотивации к своему предмету; 2) дать возможность поработать в мини-группе всем учащимся и полнее раскрыть способности каждого ученика.

Особенности: такая форма работы была проведена с этим классом впервые. Учащиеся стремятся проявить себя. Было сдвинуто по 3 стола. Посадка в разноуровневые группы была осуществлена таким образом, чтобы каждому было удобно смотреть на доску.

Оборудование: рабочие атласы, копии справочного материала, дополнительная литература, специально подобранная для этого урока. В течении урока использовались следующие методы: рассказ, беседа, работа с картой, работа в группах, социометрия. Большую помощь оказали результаты психологической диагностики в пятых классах, наблюдения за учащимися.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Развитие техники письма
Техника письма предполагает владение навыками каллиграфии, графики, орфографии, пунктуации. Формирование навыков каллиграфии графики осуществляется на начальном этапе. Каллиграфия (от греч. кalligraphia – красивый почерк) связана обучением учащихся правильному начертанию букв и разборчивому письму. ...

Эстетическое развитие ребенка
Программа создана на основе многолетних наблюдений за работой детей, которых, без сомнения, можно назвать талантливыми. Мотивация творческих действий таких детей, найденная ими стратегия изобразительной деятельности, их стремления, чувства, озарения и осознания послужили материалом для создания сис ...

Психофизиологические особенности девушек 17 – 20 лет
Возраст 17 – 20 лет для девушек ювенильный. К 20 годам кости и мышцы полностью сформированы. Закончено формирование телесной конституции, все показатели опорно-двигательного аппарата достигают наибольших величин. Развитие дыхательных функций завершено. Прикрашён прирост функциональных показателей д ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru