История появления профессии «социальный педагог» в России

Страница 3

В России только на рубеже 80-90-х гг. XX века, в русле общих демократических преобразований, была осознана общественная потребность в социальной педагогике, в особых специалистах социальной сферы, они были введены «революционным путем» - «сверху». В этой ситуации социальная педагогика была вынуждена развиваться с «чистого листа», по всем направлениям – и как сфера профессиональной деятельности, и как область образования, и как наука. При этом практика не могла опереться на научные знания, так как науки фактически еще не было, а в распоряжении науки пока были только теоретические источники, поскольку сфера практической деятельности только начала формироваться. Все составляющие социальной педагогики стали развиваться в отрыве друг от друга, поэтому развитие приобрело, достаточно противоречивый характер, который к тому же усугублялся общей кризисной социально-экономической обстановкой в стране [21].

В сфере образования, перед которой была поставлена задача подготовки профессиональных кадров нового профиля, отсутствовали образовательные программы новой специальности, а также единые требования к их разработке. В этих условиях организация такой подготовки во многом основывалась на субъективных представлениях конкретных работников образовательного учреждения о том, чему необходимо обучать будущего социального педагога и к чему его нужно готовить в будущей профессиональной деятельности.

В области практической деятельности ситуация тоже была не простая: нормативно закрепленная должность социального педагога в школах и введенная по всей стране, оказалась незанятой. Отчасти это объясняется финансовыми трудностями, охватившими в этот период страну в целом и систему образования в частности, которые не позволили вводить новых работников в штат образовательного учреждения. В значительной степени это связано и с тем, что школьные педагоги, как и работники вузов, также плохо понимали, чем этот специалист должен заниматься, каково его место в педагогическом коллективе образовательного учреждения. Да и руководители образовательных учреждений, определяя круг должностных обязанностей социального педагога, часто исходили из потребностей своего учреждения. Поэтому распространилась практика «латания дыр». Надо собрать деньги на питание, подготовить справку об устройстве выпускников или об охвате учащихся кружками, секциями, провести общешкольное собрание, праздники – все это поручалось социальному педагогу, и он постепенно становился должностью «на подхвате», без собственной стратегии и тактики профессиональной деятельности, без индивидуального профессионального стиля и почерка. В результате специалисты с квалификацией «социальный педагог», которых начали выпускать по ускоренным программам переподготовки некоторые педагогические средние и высшие учебные заведения практически оказались невостребованными.

Глубочайший социально-экономический кризис, охвативший в нашей стране (в конце 80-х – первой половине 1990-х годов) практически все сферы общества – экономику, культуру, образование, семейно-бытовую сферу, катастрофически ухудшил условия жизни и воспитания детей. Это привело к тому, что за очень короткое время в детской среде невероятных размеров достигли такие социально опасные явления, как «социальное сиротство», беспризорность, безнадзорность, наркомания, алкоголизм, рост правонарушений и преступлений, увеличилось числа детей с проблемами здоровья и развития и др.

Решать эти проблемы, которые нарастали как снежный ком, нужно было безотлагательно. Это стало заботой не только сферы образования, но и государства, поскольку в 1990 году Верховным Советом СССР была ратифицирована Конвенция ООН по правам ребенка. Этот важнейший международный правовой документ обязывал Россию обеспечивать и защищать права детей, оказывать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству. Стала развиваться система социальных служб, которые устанавливали государственные гарантии социальной защиты детей и семьи, и были закреплены в Основном Законе государства – Конституции Российской Федерации, принятой в 1998 году.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта и особенности усвоения ими математических знаний
Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Исследования В.А. Крутецкого показали, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необхо ...

Содержание и организация коррекционной работы по психомоторному развитию детей с ДЦП посредством телесно-ориентированной техники
По мнению А. Д. Гонеева, Н. И. Лифинцевой, Н. В. Ялпаевой, основными целями коррекционной работы при ДЦП являются: оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессиональног ...

Описание и анализ опытного обучения письменной речи на уроках английского языка в 6 классе
Теоретические положения, изложенные в предыдущих главах данной работы, были проверены на практике на уроках английского языка. Целью опытного обучения являлось доказать или опровергнуть гипотезу данного исследования, которая заключается в следующем: использование творческих заданий будет способство ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru