История появления профессии «социальный педагог» в России

Страница 4

Были приняты многочисленные нормативные акты, обеспечивающие реализацию конституционных положений (Закон об образовании, Указ президента о социальной поддержке многодетных семей, Постановление правительства о неотложных мерах по социальной защите сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.). Были разработаны и начали реализовываться большие государственные социальные программы, такие как «Дети России», «Дети Чернобыля», «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития», «Творческое развитие личности», «Социальные службы помощи детям и молодежи» и др. Все это привело к тому, что вопросами социальной защиты и поддержки детства стали заниматься различные министерства и ведомства: Министерство общего и профессионального образования; Министерство труда и социального развития; Министерство здравоохранения; Министерство юстиции.

Повсеместно в стране стали создаваться учреждения нового типа: центры социального здоровья семьи и детей; социальной реабилитации трудных подростков; приюты для детей, убегающих из дома; социальные гостиницы, телефоны доверия и многие другие службы, оказывающие социальную, медицинскую, психологическую, педагогическую и другие виды помощи детям, подросткам, молодежи, их семьям.

В наше общество стала возвращаться и благотворительность, но на новой законодательной основе. Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» вызвал процесс бурного развития благотворительных фондов, ассоциаций, союзов, объединений. Были созданы Фонд милосердия и здоровья, Детский фонд, благотворительный фонд «Белый журавлик» и многие другие. Эти организации объединили большое количество бескорыстных, деятельных, неравнодушных к страданиям и бедствиям ближнего людей, но большинство из них не были профессионально подготовлены к такого рода деятельности.

В этих сложных условиях возникла реальная и очень сильная потребность в специалистах педагогического профиля, профессионально подготовленных к работе с различными категориями детей, нормальный процесс социализации которых оказался, нарушен, и вооруженных технологиями корректировки этих нарушений. В качестве таких специалистов и стали рассматривать социальных педагогов, тем самым, расширив его функции и сферы деятельности.

Практически одновременно в России появилась еще одна новая профессия – социальная работа. Введение института социальной работы было инициировано Министерством социальной защиты, в многочисленных органах управления и учреждениях которого работали люди без специального профильного профессионального образования. Такая ситуация сложилась потому, что существующая ранее коммунистическая идеология, господствовавшая в нашей стране с 1917 года, не позволяла официально признавать существование в социалистическом государстве, основанном на принципах социальной справедливости и социального равенства, разного рода социальных проблем. Считалось, что те проблемы, которые пока есть в социалистическом обществе, очень скоро и легко исчезнут сами по себе как «пережитки прошлого», а поэтому никакой необходимости в специалистах, специально подготовленных для решения социальных проблем населения, нет.

Но реальность опровергла это предположение. На протяжении 70 лет социальные проблемы в России не только не уменьшились, а напротив, накапливались и становились все острее. Количество самых разных социальных учреждений, решавших проблемы сирот, инвалидов, престарелых, детей и взрослых «группы риска» и др., неуклонно увеличивалось. Возросло и число людей, вовлеченных в практическую работу с различными категориями социально неблагополучных и социально незащищенных граждан. У этих профессиональных работников не было возможности получить необходимую им профессиональную подготовку по той простой причине, что в России, попросту отсутствовало профильное профессиональное образование. К концу 1980-х годов проблема стала явно осознаваться, прежде всего, на уровне государственных управленческих структур. Обстоятельства становления этой социальной профессии в России в целом очень схожи с обстоятельствами введения профессии социального педагога. Социальная работа также была введена «сверху».

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Возрастные особенности личности в развитии эмоционально-волевой сферы
Направленность личности старшеклассников. Юношескому возрасту присущи своеобразные черты. Прежде всего, надо отметить некоторые особенности роста и физического развития в этом возрасте. Заметное преобладание увеличения роста над приростом веса уже к концу подросткового возраста постепенно уменьшает ...

Изобразительное искусство и его виды
Эстетическому, художественному воспитанию подрастающего поколения в нашей стране придают большое значение. Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства че ...

Принципы формирования готовности к межкультурной коммуникации
Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерн ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru