Понятие профессиональная компетентность педагога

Страница 2

Описание педагогической профессиональной деятельности с помощью названных моделей согласуется с профессиональными задачами педагога, которые сегодня можно выделить для характеристики этой деятельности: «видеть» ученика в образовательном процессе, строить образовательный процесс, ориентированный на достижение конкретной ступени образования, устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, создавать и использовать образовательную среду, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

В соответствии с перечисленными задачами определяются возможные функции современной профессиональной педагогической деятельности, выделенные в рамках компетентностного подхода: содействие образованию школьника и студента; проектирование индивидуального образовательного маршрута, управление образовательным процессом, рефлексия в самообразовании.

Анализ нормативных документов, посвященных проблеме профессиональной компетентности специалистов в области педагогического образования, позволил получить следующие результаты.

В макете Федерального государственного стандарта третьего поколения, в котором определены требования к результатам освоения основной образовательной программы как обладание компетенциями, выделяются следующие виды профессиональной компетентности специалистов в сфере педагогического образования: универсальные (социально-личностные, общекультурные, общенаучные, инструментальные) и профессиональные (по видам деятельности, например: научно-исследовательские, производственно-технологические, организационно-управленческие, проектные и пр.).

а) социально-личностные и общекультурные компетенции (СЛК):

готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (СЛК-1);

способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества

(СЛК-2);

способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (СЛК-3);

владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, в том числе с использованием навыков рефлексии и самоконтроля (СЛК-4);

готовность к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений и процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальном и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения (СЛК-5);

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (СЛК-6);

осознание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (СЛК-7);

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; знание принципов и методов организации и управления малыми коллективами; способность находить организационно -управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (СЛК-8) и другие.

б) общенаучные компетенции (ОНК):

знание основных методов защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий (ОНК-1)

знание основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОНК-2);

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Языковая компетенция как один из аспектов формирования готовности студентов к межкультурной коммуникации
Необходимо подчеркнуть, что звеном преподавания межкультурной коммуникации должна быть сфера взаимодействия и взаимоизменения составляющих культур и сфера коммуникации между носителями разных культур. Рассмотрим элементы процесса коммуникации. Речь идет о четырех пластах коммуникации. Они различают ...

Методика работы по формированию у детей временных представлений на занятиях по математическому развитию
Ориентировка во времени детей младшей группы. В младшей группе уточняют представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Части суток малыши различают по изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки времени. Точный расп ...

Принципы организации высшего образования по специальности "Машиностроение"
История развития кафедры «Автоматизированное машиностроение» начинается с 1958 года, то есть сразу после появления нашего вуза на Калининградской земле. За годы своего существования кафедра в своем развитии прошла ряд этапов. Первоначально по решению министерства высшего образования СССР, кафедра и ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru