Понятие профессиональная компетентность педагога

Страница 3

знание основных положений, законов и методов естественных наук и математики; способность на их основе представить адекватную современному уровню знаний научную картину Мира (ОНК-3);

готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в физике, химии, экологии (ОНК-4);

способность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий физико-математический аппарат (ОНК-5); и т. д.;

в) инструментальные компетенции (ИК):

понимание сущности и значения информации в развитии современного общества; знание основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией; умение работать с традиционными носителями информации, распределенными базами знаний; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ИК-1);

свободное владение литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначении, анализировать логику рассуждений и высказываний; владение одним из иностранных языков на уровне бытового общения; способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ИК-2); и т. д.;

г) профессиональные компетенции (по видам деятельности):

научно-исследовательская;

производственно-технологическая;

организационно-управленческая; проектная и др.

Характеризуя структуру квалификационных требований, назовем основные компетенции, становление которых предполагается при освоении образовательной программы того или иного уровня:

собственно профессиональные компетенции — когнитивная компетенция, в основе которой лежат знания, и технологическая компетенция, проявляемая в умениях;

личностно-профессионалъные компетенции — социальная, коммуникативная и информационная.

В профессиональной компетентности условно выделяются ключевые, базовые и специальные компетентности.

Охарактеризуем обозначенные компетентности более подробно применительно к профессиональной деятельности учителя.

Ключевые — компетентности, необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире.

Ключевые компетентности приобретают сегодня особую значимость. Они проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования

- информации;

коммуникации, в том числе на иностранном языке;

социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.

Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т. д.).

Для профессиональной педагогической деятельности базовыми назовем компетентности, необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования HI определенном этапе развития общества.

Базовые компетентности формируются посредством решения пяти групп профессиональных задач, о которых было сказано выше.

К первой группе задач — видеть ученика в предмете, выстраивать его индивидуальный образовательный маршрут могут быть отнесены следующие задачи:

уметь осуществлять педагогическую диагностику развития ребенка как личности и ученика, оценивать его индивидуальный опыт, который позволяет осваивать ребенку образовательную программу (учение, общение, творческая и социальная активность);

уметь анализировать систему взаимоотношений ребенка в классе, видеть динамику изменения этих взаимоотношений;

уметь диагностировать творческую и социальную активность ребенка, его учебную самостоятельность;

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Образовательный и воспитательный потенциал творческой деятельности
По выражению Выготского, творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое. Таким образом, деятельность учащихся может быть названа творческой, если результатом ее является продукт, обладающий новизной. Конечно, школьники в классе не могут создавать проду ...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников
Оценка – это определение и выражение в балах (отметка), а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценка имеет большое значение для управления как учебной деятельностью учителя, она должна служить также цели совершенствовани ...

Описание и анализ экспериментальной работы по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
Экспериментальная работа проводилась в МДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 35» с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек в течение недели. Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности навыков культуры поведения у детей старшего дошкольн ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru