Важно формировать позитивный "Я-образ", уверенность в своих силах, создавать соответствующую атмосферу, поддерживать школьников. Для этого следует, прежде всего, развивать их компетентность, обеспечивать успешное владение языком.
5. Способность к контролю и управлению своим поведением и деятельностью.
Необходимо научить школьников действовать продуманно, последовательно, системно, формировать самостоятельность в работе над языком.
6. Умение ставить реальные цели, планировать пути их достижения. Многое в формировании этого качества зависит и от учителя, его объяснений, личного примера целенаправленной работы в достижении поставленных целей.
7. Потребность и способность идти навстречу вызовам жизни, обучения, соответственно отвечать на них. Учитель может помочь в поиске и решении таких задач, сориентировать школьника на преодоление соответствующих трудностей.
8. Осознание необходимости и наличии изменений в своих качествах, уровне подготовки. Важно способствовать такому развитию, оценивать его, способствовать активизации самовоздействия школьника, помня о том, что развитие - это основная задача образования.
9. Уверенность в способности к позитивным изменениям, успешного решения проблем. Учитель влияет на развитие этого качества убеждением, индивидуализмом задач, личным примером.
10. Готовность и способность к участию в совместной работе. Формированию этого способствует широкое применение коммуникативного подхода при обучении иностранного языка.
11. Индивидуальность ученика. Учитель призван поддерживать проявления его индивидуальности при решении учебных задач.
предметная одаренность иностранный язык
12. Чувство принадлежности к группе, групповой работы. Следует всячески поддерживать стремление к активной совместной работы школьников [10; с.117].
Еще две способности являются общими, центральными (основными) способностями - это "иноязычное мышление и чувство языка, из которых иноязычное мышления является как бы фокусом сосредоточения всех речевых способностей, а чувство языка - языковых способностей" [3, 28].
Подробно структура иноязычной способности исследована в роботах М.Г. Каспаровой, Н.С. Назаренко, Т.Н. Решетников и др. Отмечено, что механическая память не является ведущим компонентом в структуре иностранных способностей и может быть компенсирована другими компонентами, например, логической памятью.
Психическими процессами, которые обусловливают иноязычные способности, являются:
вербальная память;
вербальное мышление;
слуховое восприятие.
Выявлено, что вербальное мышление отличается в способных и неспособных учеников:
гибкостью (широтой ассоциаций, подвижностью словарного запаса, легкостью перехода от одной темы к другой и т.д.);
глубиной (пониманием вербальной и невербальной информации, заложенной
в текстах, пословицах, рисунках и т.п.);
производительностью (проявляется в объеме полноценной речевой продукции);
логичностью рассуждений т.п.
Слуховое восприятие также значительно отличается в способных и малоспособных учащихся. В среднеспособных низкий уровень слухового восприятия препятствует успешному овладению ИЯ.
Отмечено, что указанные три психические факторы - вербальное мышление, логическая память и слуховое восприятие - ведущие и не компенсируются компонентами в структуре иностранных способностей. Их важно развивать на всех этапах обучения ИЯ.
Подробно о педагогике:
Общее понятие о задержке психического развития
Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой [41, 42]. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, ...
Понятие и истоки исторического краеведения
Историческое краеведение – один из элементов исторического образования в школе и одна из важных отраслей школьного краеведения. Система, содержание и методика исторического краеведения соответствует общепедагогическим, дидактическим и предметно-методическим принципам и задачам, поставленным педагог ...
Виды дидактических игр по цветоведению
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство ...