Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми

Страница 3

Кроме психических процессов в структуре способностей включают личные качества человека - эмоциональные (впечатлительность, эмоциональность, экспрессивность и др.) и коммуникативные (умение поддержать разговор, убедить собеседника и т.д.).

Уровень развития способностей зависит от задатков - естественно обусловленных особенностями нервной системы и мозга. Они, во-первых, обусловливают различные пути и способы формирования способностей. Во-вторых - они влияют на уровень высоту достижений человека в определенной сфере и на скорость развития способностей.

М.Г. Каспарова подчеркивает, что способности как психические качества личности достаточно консервативные образования, развиваются медленно, требуют терпения, усилий и согласованных действий со стороны учителя и ученика.

В литературе описано несколько типов, к которым сводится индивидуальное разнообразие учащихся по стратегии усвоения ИЯ.

Коммуникативный тип. Носитель характеризуются высокой коммуникативной активностью, эмоциональностью; интересом к устным видам речевой деятельности (МД); развитием слуховой модальности восприятия и памяти над зрительной; равновесием произвольного и непроизвольного запоминания; практическим овладением языком, презрением теоретических знаний; быстрым развитием чувства языка; низким самоконтролем и чувством ответственности; склонностью к лидерству в группе и т.д.

Лингвистический тип характеризуется интровертной направленностью; интересам к языковой системе и рецептивных видов МД; произвольностью и осознанностью в учебно-речевой деятельности; развитием зрительного канала восприятия и памяти по сравнению со слуховым; медленным темпом аудирования; аналитическим стилем познавательной деятельности; тщательностью, высоким уровнем самоконтроля; слабой склонностью к лидерству и т.д.

Коммуникативно-лингвистический тип: общая интровертная направленность особы, но высокая коммуникативная активность в учебной ситуации; интерес к языковой системы и видов МД; аналитико-синтетический стиль познавательной деятельности, средний уровень развития слуховой модальности, но слуховое невольное запоминания находится на высоком уровне; свободная память низкая, непроизвольная - средняя, высокий самоконтроль; склонность к лидерству, средний уровень открытости и коллективизма при высокой ответственности и т.п.

Приведенное краткое описание типов овладения ИЯ свидетельствует, насколько разными, противоположными, индивидуальными характеристиками обладают ученики, какими психологически разными путями приходят они к усвоению учебного материала. Как показано, природные особенности нервной системы - это ведущий фактор, который обусловливает различие учащихся описанных типов.

Страницы: 1 2 3 

Подробно о педагогике:

Современные инновации в сфере высшего профессионального образования
В сфере высшего образования Европы и, возможно, России на сегодняшний день разворачивается одна широкая инновационная волна – Болонский процесс. Болонский процесс предполагает одно из типичных изменений (Й. Шумпетер [11]) – изменение в организации образования (производства). Данный процесс соответс ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта и особенности усвоения ими математических знаний
Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Исследования В.А. Крутецкого показали, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необхо ...

Причины нарушений звукопроизношения
Е.М. Мастюкова, в главе "Этиология нарушений речи" [9], считает, что под причинами отклонений в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего тератогенного (неблагоприятного, повреждающего) фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройс ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru