Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми

Страница 3

Кроме психических процессов в структуре способностей включают личные качества человека - эмоциональные (впечатлительность, эмоциональность, экспрессивность и др.) и коммуникативные (умение поддержать разговор, убедить собеседника и т.д.).

Уровень развития способностей зависит от задатков - естественно обусловленных особенностями нервной системы и мозга. Они, во-первых, обусловливают различные пути и способы формирования способностей. Во-вторых - они влияют на уровень высоту достижений человека в определенной сфере и на скорость развития способностей.

М.Г. Каспарова подчеркивает, что способности как психические качества личности достаточно консервативные образования, развиваются медленно, требуют терпения, усилий и согласованных действий со стороны учителя и ученика.

В литературе описано несколько типов, к которым сводится индивидуальное разнообразие учащихся по стратегии усвоения ИЯ.

Коммуникативный тип. Носитель характеризуются высокой коммуникативной активностью, эмоциональностью; интересом к устным видам речевой деятельности (МД); развитием слуховой модальности восприятия и памяти над зрительной; равновесием произвольного и непроизвольного запоминания; практическим овладением языком, презрением теоретических знаний; быстрым развитием чувства языка; низким самоконтролем и чувством ответственности; склонностью к лидерству в группе и т.д.

Лингвистический тип характеризуется интровертной направленностью; интересам к языковой системе и рецептивных видов МД; произвольностью и осознанностью в учебно-речевой деятельности; развитием зрительного канала восприятия и памяти по сравнению со слуховым; медленным темпом аудирования; аналитическим стилем познавательной деятельности; тщательностью, высоким уровнем самоконтроля; слабой склонностью к лидерству и т.д.

Коммуникативно-лингвистический тип: общая интровертная направленность особы, но высокая коммуникативная активность в учебной ситуации; интерес к языковой системы и видов МД; аналитико-синтетический стиль познавательной деятельности, средний уровень развития слуховой модальности, но слуховое невольное запоминания находится на высоком уровне; свободная память низкая, непроизвольная - средняя, высокий самоконтроль; склонность к лидерству, средний уровень открытости и коллективизма при высокой ответственности и т.п.

Приведенное краткое описание типов овладения ИЯ свидетельствует, насколько разными, противоположными, индивидуальными характеристиками обладают ученики, какими психологически разными путями приходят они к усвоению учебного материала. Как показано, природные особенности нервной системы - это ведущий фактор, который обусловливает различие учащихся описанных типов.

Страницы: 1 2 3 

Подробно о педагогике:

Этапы педагогической деятельности
М.В. Ломоносова. Первый этап (1742-1745). Народное просвещение. Разработка учебных пособий на русском языке. Второй этап (1745-1749). Методическая работа. Семинаристов – в университет! Работа над новым уставом. Третий этап (1750-1755). Программа организации просвещения в России. Московский универси ...

Принципы и методы выявления одаренных детей
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. ...

Особенности деятельности педагога-организатора в общеобразовательной школе
Педагог-организатор содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся (воспитанников, детей), расширению социальной сферы в их воспитании. Изучает возрастные и психологические особенности, интересы и потребности обучающихся, воспитанников, детей в учреж ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru