Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми

Страница 3

Кроме психических процессов в структуре способностей включают личные качества человека - эмоциональные (впечатлительность, эмоциональность, экспрессивность и др.) и коммуникативные (умение поддержать разговор, убедить собеседника и т.д.).

Уровень развития способностей зависит от задатков - естественно обусловленных особенностями нервной системы и мозга. Они, во-первых, обусловливают различные пути и способы формирования способностей. Во-вторых - они влияют на уровень высоту достижений человека в определенной сфере и на скорость развития способностей.

М.Г. Каспарова подчеркивает, что способности как психические качества личности достаточно консервативные образования, развиваются медленно, требуют терпения, усилий и согласованных действий со стороны учителя и ученика.

В литературе описано несколько типов, к которым сводится индивидуальное разнообразие учащихся по стратегии усвоения ИЯ.

Коммуникативный тип. Носитель характеризуются высокой коммуникативной активностью, эмоциональностью; интересом к устным видам речевой деятельности (МД); развитием слуховой модальности восприятия и памяти над зрительной; равновесием произвольного и непроизвольного запоминания; практическим овладением языком, презрением теоретических знаний; быстрым развитием чувства языка; низким самоконтролем и чувством ответственности; склонностью к лидерству в группе и т.д.

Лингвистический тип характеризуется интровертной направленностью; интересам к языковой системе и рецептивных видов МД; произвольностью и осознанностью в учебно-речевой деятельности; развитием зрительного канала восприятия и памяти по сравнению со слуховым; медленным темпом аудирования; аналитическим стилем познавательной деятельности; тщательностью, высоким уровнем самоконтроля; слабой склонностью к лидерству и т.д.

Коммуникативно-лингвистический тип: общая интровертная направленность особы, но высокая коммуникативная активность в учебной ситуации; интерес к языковой системы и видов МД; аналитико-синтетический стиль познавательной деятельности, средний уровень развития слуховой модальности, но слуховое невольное запоминания находится на высоком уровне; свободная память низкая, непроизвольная - средняя, высокий самоконтроль; склонность к лидерству, средний уровень открытости и коллективизма при высокой ответственности и т.п.

Приведенное краткое описание типов овладения ИЯ свидетельствует, насколько разными, противоположными, индивидуальными характеристиками обладают ученики, какими психологически разными путями приходят они к усвоению учебного материала. Как показано, природные особенности нервной системы - это ведущий фактор, который обусловливает различие учащихся описанных типов.

Страницы: 1 2 3 

Подробно о педагогике:

Приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала в младшем школьном возрасте
Целесообразно сообщить младшим школьникам информацию о различных приемах и способах запоминания, и помочь в овладении теми из них, которые окажутся наиболее эффективными. По Л.Ф. Обуховой, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов ...

Ловкость как часть координационных способностей
Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки (Л.П. Матвеев, 1976). Ловкость - возможность человека быстро (но своевременно) совершать точные движения и двигательные действия ( ...

Характеристика учительского и ученического состава
Петр I во время первого заграничного путешествия принял в Англии на русскую службу первых преподавателей: А.Д. Фарварсона, инструкторов по навигации – выпускников лондонской Королевской математической школы С. Гвина (1683–1720) и Р. Грейса (1681–1711). В 1701 в штат был принят Л.Ф. Магницкий, ведав ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru