Исследовательскую работу мы проводили на базе Борисоглебского государственного педагогического института 4 курса 2 группы факультета ПиМНО с дополнительной специальностью «Социальный педагог». В группе 21 человек. Из них мы выбрали 5 человек, а именно Агапову Ирина, Ванюкову Елену, Говорову Ольгу, Ненашеву Маргариту, Стёпину Кристину. Все студенты целеустремленные, заинтересованные, но каждый со своим мировоззрением.
Оборудование: лист-опросник, ручка.
Цель: изучение уровня сформированности профессиональной компетентности социального педагога.
Ход исследования:
перед началом проведения опросника мы прочитали инструкцию студентам.
Вашему вниманию предложен ряд вопросов. Внимательно прочитайте каждый из них и оцените его в бальной системе:
«Да» — 5 баллов; «Скорее «да», чем «нет» — 4 баллов; «Иногда», «Когда как» — 3 балла; «Скорее «нет», чем «да» — 2 балла; «Нет» — 1 балл.
Студентам на выполнения этого задания было отведено 30 мин.
Опросник состоит из 60 вопросов, которые сгруппированы по четырём шкалам, по 15 вопросов в каждой:
специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать своё дальнейшее профессиональное развитие;
социальная компетентность - владение приёмами организации группового взаимодействия, совместной, профессионально ориентированной деятельности, а также принятыми в данной профессии
приёмами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда;
личностная компетентность - владение приёмами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации личности;
индивидуальная компетентность - владение приёмами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать свой труд рационально, без перегрузок.
Вопросы каждой шкалы оценивались по пятибалльной шкале:
«Да» — 5 баллов;. «Скорее «да», чем «нет» — 4 балла; «Иногда», «Когда как» — 3 балла; «Скорее «нет», чем «да» — 2 балла; «Нет» — 1 балл.
По каждой шкале респондент может максимально набрать 75 баллов.
К участникам предъявляются определённые требования:
высокий уровень эрудиции;
достаточный опыт работы (не менее трёх лет);
наличие высшей квалификационной категории;
профессиональный интерес к своей работе;
отсутствие личной заинтересованности в том или ином исходе оценочных действий.
Студентам показался опросник сложным, на некоторые вопросы они затруднялись отвечать.
Интерпретация результатов:
проводилась по следующей таблице.
Уровень, баллы | ||||
Диагностируемые показатели |
Относительно высокий |
Несколько выше среднего |
Относительно средний |
Относительно низкий |
Специальная компетентность |
4,8-5,0 |
4,3-4,7 |
3,4-4,2 |
0-3,3 |
Социальная |
4,8-5,0 |
4,4-4,7 |
3,5-4,3 |
0-3,4 |
Личностная |
4,7-5,0 |
4,2-4,6 |
3,5-4,1 |
0-3,4 |
Индивидуальная |
4,7-5,0 |
4,3-4,6 |
3,5-4,2 |
0-3,4 |
Общий уровень профессиональной компетентности |
4,75-5,0 |
4,3-4,65 |
3,48-4,18 |
0-3,38 |
Подробно о педагогике:
Рекомендации на основании проведенного исследования
Уровень долговременной и кратковременной памяти у всех участников находятся в пределах «ниже нормы», что непосредственно влияет на процесс усваеваемости школьной программы. Рекомендовано педагогам и родителям продолжить занятия со специалистами по дальнейшему развитию психических познавательных про ...
Диагностические возможности сказки
Сказко-творчество ребенка дает редкую возможность подступиться к индивидуальной жизни души. Это верно во всех случаях, однако докопаться до этого смысла практически очень трудно. Это требует не только большого опыта и такта, но и знания. Для практической работы при профессиональном толковании требу ...
Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о
сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка. Много таких дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов (Е.И. Тихеевой, Ф.И. Бл ...