Обработка результатов:
Шкала «Специальная компетентность» — вопросы №1-15;
Шкала «Социальная компетентность» — вопросы №16—30;
Шкала «Личностная компетентность» — вопросы №31—45;
Шкала «Индивидуальная компетентность» — вопросы №46-60.
Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале у педагога-психолога. Полученный результат делится на 15 — определяется средний балл по каждой шкале. Все полученные результаты по каждой шкале суммируются и делятся на 60 - это общий уровень профессиональной компетентности. Наивысший балл составляет 5, наименьший — 1 балл.
Краткая интерпретация уровней развития профессиональной компетентности педагога-психолога.
Профессиональные действия психолога выполняются на основе научных знаний, они соответствуют цели и задачам деятельности, отличаются точностью и творческим подходом. Психолог способен к выработке вариативных идей и моделей поведения. Реально оценивает свои возможности и границы компетентности, готов к сотрудничеству с другими специалистами. Постоянно рефлексирует содержание психологической информации, умеет правильно её использовать в своей деятельности. Регулярно осваивает новые теории и подходы, способен к выработке собственной концепции психологической деятельности, открыт для восприятия альтернативных точек зрения. Психолог систематически занимается повышением квалификации, посещает профессионально ориентированные семинары и практические занятия, тренинги, мастер-классы. Преобладает проектное видение проблемных ситуаций.
Имеются прочные знания в области психологии и возможности правильного применения знаний на практике. Знания используются через призму осмысления проблемы и с учётом собственного опыта. Появляется желание более глубоко изучить различные теоретические подходы и концепции, применить их в своей деятельности. Развиваются творческий подход к выполняемой работе, чувство ответственности, рефлексивный анализ проводимой деятельности. Более точными, безошибочными становятся действия в различных направлениях работы. Решение некоторых профессиональных вопросов требует консультации специалистов, обращения к научным источникам. Существуют сложности в способности менять способ действий в соответствии с меняющимися условиями. Владеет навыками самопроектирования траектории собственной профессиональной деятельности и ситуаций взаимодействия с социумом.
Теоретические и методологические основы психологической науки имеют поверхностный характер. Психолог овладевает базовыми понятиями настолько, чтобы осуществлять словесное описание профессиональных действий. В действиях преобладают стереотипные формы, а сами действия выполняются неуверенно. Психолог имеет положительную установку на профессиональную деятельность в образовательной среде, но не имеет достаточных для этого знаний и умений. Рефлексия профессиональной деятельности имеет неосознанный характер, самообразование несистематично. Проектирование как способ организации деятельности используется эпизодически.
Знания по теории и методике профессиональной деятельности имеют низкий уровень сформированности. Профессиональные действия в этом виде деятельности чаще выполняются с опорой на интуицию. Непонимание предназначения профессии, частая смена профессиональных занятий. Неустойчивая профессиональная мотивация, консервативные установки. Познавательный интерес к деятельности имеет профессионально неориентированный характер. Рефлексия своих действий незначительна. Мотивы профессиональной деятельности не сформированы. Преобладание отрицательного эмоционального настроя. Низкий уровень стремления к самосовершенствованию в профессиональной деятельности.
Результаты исследования
Мы получили следующие результаты:
Сводные таблицы студентов.
Таблица №1
ФИО |
Диагностируемые показатели |
Относительно высокий |
Несколько выше среднего |
Относительно средний |
Относительно низкий |
АГАПОВА ИРИНА |
Специальная компетентность |
2,27 | |||
Социальная компетентность |
3,7 | ||||
Личностная компетентность |
3 | ||||
Индивидуальная компетентность |
3,5 | ||||
Общий уровень профессиональной компетентности |
3,08 |
Подробно о педагогике:
Школьная дезадаптация как педагогическое явление
Содержание учебного материала Понятие школьной дезадаптации. Предпосылки школьной дезадаптации. Ситуационные, средовые и педагогические факторы школьной дезадаптации, их характеристика с учетом возрастных этапов развития личности. Индивидуальные предпосылки развития адаптационных нарушений. Типичны ...
Орфографическая грамотность как часть языковой культуры
Русский язык считается одним из самых трудных предметов изучаемых в школе, несмотря на то, что знание родного языка дается с детства. Русский язык - это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение родному языку должно включать в себя три составляющих: языкознание, психологию и методику. ...
Семейное воспитание и его формы по А.С. Макаренко
Семейное воспитание - это осознанные усилия взрослых по взращиванию ребенка, которые направлены на то, чтобы младшие соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка. Одновременно семейное воспитание рассматривается как составная част ...