Содержание и организация коррекционной работы по психомоторному развитию детей с ДЦП посредством телесно-ориентированной техники

Актуально о образовании » Психомоторное развитие дошкольников с детским церебральным параличом посредством телесно-ориентированной психотехники » Содержание и организация коррекционной работы по психомоторному развитию детей с ДЦП посредством телесно-ориентированной техники

Страница 3

Биохимически человек устроен так, что на любой стресс организм отвечает выбросом "гормонов действия", мобилизующих физический потенциал тела. Когда-то это был важный механизм выживания, позволяющий мгновенно приготовить мышцы, чтобы драться или бежать. Современные стрессы иного рода: драться с ними бесполезно и уж конечно от них не сбежишь, но механизм мышечного ответа остался прежним. Только теперь повышенный мышечный тонус не находит разрядки действием. Повторяющиеся стрессы "напрягают" - в буквальном смысле, снова и снова, оставляя в теле "узлы", "зажимы", боли и вегетативно-сосудистые симптомы, которые не всегда снимаются медикаментозно, потому что их причина лежит глубже, в области психики [25].

Мамайчук И.И. считает, чтобы устранить боль и напряжения, "беспричинные" недомогания и вегетативные расстройства, на помощь приходит телесно-ориентированная психотерапия [27].

Если коротко, это попытка дойти до источника психологического напряжения тем же путем, которым оно себя проявляет - через тело, проработать психологически травмирующую ситуацию без слов и таким образом устранить причину физического недомогания.

Телесно-ориентированная психотерапия слов почти не использует (Минделл А.). Она говорит с телом на его языке: это достаточно сложная система движений и прикосновений, немного напоминающих массажные. Они работают с очагами хронического мышечного напряжения и ведут к глубокому расслаблению, как физическому, так и психологическому. Глубокое мышечное расслабление активирует иммунную систему организма, помогает достичь эмоционального и душевного равновесия, рождает оптимизм и улучшает общее самочувствие человека. Научившись расслабляться, человек снова начинает доверять способности тела сопротивляться болезни. Тело опять становится источником радости и удовольствия [32].

Глубокое расслабление, восстановление гармонии тела и сознания, возвращение уверенности, спокойствия и радости жизни, практически не требующее слов, - это телесно-ориентированная психотерапия.

Шубин Е. считает, что особенно важным моментом является возможность объединять детей в группы, проводить групповые занятия. Во время занятий в группе реализуется наклонность детей к подражанию, а элементы соревнования, присутствующие на занятиях, подталкивают ребенка на освоение новых двигательных навыков, требующих значительных активных волевых усилий. Особенно ярко проявляются эти способности при построении занятия в форме игры, стимулирующей двигательную активность, наиболее адекватную для детей дошкольного и школьного возраста [55].

Фельденкрайз М. что под влиянием психофизических упражнений в мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в центральную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга. В процессе работы с телом нормализуются позы и положение конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать положение различных звеньев тела и свои движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию двигательных функций и навыков [50].

Применение телесно-ориентированных методов имеет целью повлиять на характер сенсорных коррекций (Сандомирский М.) [42]. Особая роль придается движению как психокоррекционному фактору. При этом психофизические упражнения являются тем неспецифическим раздражителем, который оказывает влияние на психические и физиологические механизмы, участвовавшие в развитии и проявлении заболевания. Поэтому работа с телом помогает проработке травматичного психоэмоционального опыта ребенка. Сошлемся на слова Л. Бурбо (2001) "Тело - лучший друг и советчик" [7, с 18]. Все необходимые ресурсы имеются у ребенка в любой момент времени. Однако нужны определенные способы, чтобы их пробудить и научить его осознанно их использовать. Понятие психологической "схемы тела" было введено П. Шильдером для описания системы представлений человека о физической стороне собственного "Я", о своем теле - своеобразной телесно-психологической "карте" [6, с 21]. В современном представлении схема тела создается на основе функционального объединения различных отделов мозга, отвечающих как за сенсорно-дискриминационные процессы (перечисленные выше), так и за когнитивно-оценочные и мотивационно-эмоциональные процессы. (М. Сандомирский, 2007) [42, с.12].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подробно о педагогике:

Критерии оценки координационных способностей
Критерий - признак, на основе которого происходит оценка, определение или классификация чего-либо. В качестве главных критериев оценки координационных способностей выделяют четыре основных признака (Ю.Ф. Курамшин): правильность выполнения движения быстрота результата рациональность движений и дейст ...

Анализ официальных документов по внедрению профильного обучения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. [41] на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «систем ...

Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста
Одно из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Взр ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru