Содержание и организация коррекционной работы по психомоторному развитию детей с ДЦП посредством телесно-ориентированной техники

Актуально о образовании » Психомоторное развитие дошкольников с детским церебральным параличом посредством телесно-ориентированной психотехники » Содержание и организация коррекционной работы по психомоторному развитию детей с ДЦП посредством телесно-ориентированной техники

Страница 3

Биохимически человек устроен так, что на любой стресс организм отвечает выбросом "гормонов действия", мобилизующих физический потенциал тела. Когда-то это был важный механизм выживания, позволяющий мгновенно приготовить мышцы, чтобы драться или бежать. Современные стрессы иного рода: драться с ними бесполезно и уж конечно от них не сбежишь, но механизм мышечного ответа остался прежним. Только теперь повышенный мышечный тонус не находит разрядки действием. Повторяющиеся стрессы "напрягают" - в буквальном смысле, снова и снова, оставляя в теле "узлы", "зажимы", боли и вегетативно-сосудистые симптомы, которые не всегда снимаются медикаментозно, потому что их причина лежит глубже, в области психики [25].

Мамайчук И.И. считает, чтобы устранить боль и напряжения, "беспричинные" недомогания и вегетативные расстройства, на помощь приходит телесно-ориентированная психотерапия [27].

Если коротко, это попытка дойти до источника психологического напряжения тем же путем, которым оно себя проявляет - через тело, проработать психологически травмирующую ситуацию без слов и таким образом устранить причину физического недомогания.

Телесно-ориентированная психотерапия слов почти не использует (Минделл А.). Она говорит с телом на его языке: это достаточно сложная система движений и прикосновений, немного напоминающих массажные. Они работают с очагами хронического мышечного напряжения и ведут к глубокому расслаблению, как физическому, так и психологическому. Глубокое мышечное расслабление активирует иммунную систему организма, помогает достичь эмоционального и душевного равновесия, рождает оптимизм и улучшает общее самочувствие человека. Научившись расслабляться, человек снова начинает доверять способности тела сопротивляться болезни. Тело опять становится источником радости и удовольствия [32].

Глубокое расслабление, восстановление гармонии тела и сознания, возвращение уверенности, спокойствия и радости жизни, практически не требующее слов, - это телесно-ориентированная психотерапия.

Шубин Е. считает, что особенно важным моментом является возможность объединять детей в группы, проводить групповые занятия. Во время занятий в группе реализуется наклонность детей к подражанию, а элементы соревнования, присутствующие на занятиях, подталкивают ребенка на освоение новых двигательных навыков, требующих значительных активных волевых усилий. Особенно ярко проявляются эти способности при построении занятия в форме игры, стимулирующей двигательную активность, наиболее адекватную для детей дошкольного и школьного возраста [55].

Фельденкрайз М. что под влиянием психофизических упражнений в мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в центральную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга. В процессе работы с телом нормализуются позы и положение конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать положение различных звеньев тела и свои движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию двигательных функций и навыков [50].

Применение телесно-ориентированных методов имеет целью повлиять на характер сенсорных коррекций (Сандомирский М.) [42]. Особая роль придается движению как психокоррекционному фактору. При этом психофизические упражнения являются тем неспецифическим раздражителем, который оказывает влияние на психические и физиологические механизмы, участвовавшие в развитии и проявлении заболевания. Поэтому работа с телом помогает проработке травматичного психоэмоционального опыта ребенка. Сошлемся на слова Л. Бурбо (2001) "Тело - лучший друг и советчик" [7, с 18]. Все необходимые ресурсы имеются у ребенка в любой момент времени. Однако нужны определенные способы, чтобы их пробудить и научить его осознанно их использовать. Понятие психологической "схемы тела" было введено П. Шильдером для описания системы представлений человека о физической стороне собственного "Я", о своем теле - своеобразной телесно-психологической "карте" [6, с 21]. В современном представлении схема тела создается на основе функционального объединения различных отделов мозга, отвечающих как за сенсорно-дискриминационные процессы (перечисленные выше), так и за когнитивно-оценочные и мотивационно-эмоциональные процессы. (М. Сандомирский, 2007) [42, с.12].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подробно о педагогике:

Сущность понятия коммуникативный метод обучения
В настоящее время ведущим принципом обучения иностранному языку является принцип коммуникативной направленности. Данная методика развивает умение свободно, непринужденно и смело общаться на языке. Общение на иностранном языке имеет большое значение в создании необходимых условий, вызывающих у учащи ...

Содержание и принципы организации педагогического процесса
Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание. «Программа воспитания и обучения в детском саду рекомендует проводить работу по ознакомлению детей с природой по сезонам. Это позволяет п ...

Зарубежные и отечественные психологи о проблеме детской одаренности
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято назыв ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru