- выявить уровень развития психомоторного развития у дошкольников с церебральным параличом, участвующих в эмпирическом исследовании;
- разработать алгоритм коррекции психомоторных нарушений посредством телесно-ориентированной психотехники.
Исследование проводилось на базе детского сада "Сказка" города Лабытнанги. Общее число испытуемых принявших участие в психологическом исследовании составили 20 детей с ДЦП, в возрасте от 6 до 8.5 лет с различными формами церебрального паралича, находящиеся в данном учреждении.
Рис. 1.Соотношение детей с различными формами ДЦП в общей выборке
Дети со смешанной формой ДЦП составили 40%, с гемипаретической формой 30%, спастическая форма 20%, гиперкинетическая форма 10% испытуемых.
Подбор детей с ДЦП для участия в исследовании осуществлялся на основании анализа медицинской документации и заключений специалистов с учетом двигательных возможностей испытуемых. Из общего числа детей сформированы две однородные по формам церебрального паралича группы, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группы с равным количеством детей в каждой (приложение 1).
В соответствии с целями и задачами проводимого исследования выполнены три этапа психологического эксперимента.
Первый этап – констатирующий: на данном этапе выполняется диагностика уровня психомоторного развития у детей с ДЦП в контрольной и экспериментальной группах. Полученные результаты по каждой примененной диагностической методике регистрируются в индивидуальной психологической карте испытуемого.
Второй этап – формирующий: составление алгоритма коррекционных занятий направленных на психомоторное развитие у дошкольников с ДЦП посредством телесно-ориентированной психотехники, и применение данного коррекционно-развивающей методики в экспериментальной группе.
Третий этап – контрольный: осуществляется повторная диагностика уровня психомоторного развития в контрольной и экспериментальной группах, посредством телесно-ориентированной психотехники, на основании полученных результатов исследования выполняется сравнительный анализ с данными первого этапа психологического исследования, что позволяет выявить динамику развития психомоторных процессов у детей с ДЦП и эффективность примененного алгоритма коррекционного воздействия.
Оценка уровней сформированности психомоторных процессов у детей экспериментальных групп осуществлялась в соответствии с выделенными четырьмя уровнями овладения ребенком пространственными представлениями на протяжении всего развития (А. В. Семенович 2002). Уровни оцениваются в той последовательности, в какой они формируются и "выстраиваются" в онтогенезе (безусловно, следует отметить, что эти уровни не просто "надстраиваются" друг над другом в процессе развития, но пересекаются во времени, как бы перекрывая друг друга).
Последовательно выявляется сформированность:
пространственных представлений о собственном теле;
пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела;
уровня вербализации пространственных представлений;
лингвистических представлений.
1. Пространственные представления о собственном теле.
Анализируется сформированность представлений ребенка о пространственных взаимоотношениях частей собственного тела: по отношению к собственному лицу; по отношению к телу в целом; по отношению к руке.
Существуют более или менее сенсибилизированные варианты исследования подобных представлений, равно как и облегченные варианты, включающие зрительную поддержку, тактильные ощущения и иные межанализаторные взаимодействия.
2. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела. Оценка данных пространственных представлениях проводится на действенном уровне, по инструкции взрослого. Анализ взаиморасположения объектов в пространстве проводится в соответствии с основными осями тела: взаиморасположение объектов и тела по вертикальной оси; взаиморасположение объектов и тела по горизонтальной оси (вперед и назад от тела); взаиморасположение объектов и тела в направлении вправо/влево от основной оси.
Подробно о педагогике:
Классификация методов обучения
Классификации методов обучения позволяют учителю оценить сходство и различие способов преподавания учебного материала и усвоение его учениками, что необходимо знать при выборе методов для решения конкретной дидактической задачи. В соответствии с различными признаками методов существует несколько их ...
Становление и развитие школ в России
Говоря о развитие системы школьного образования и педагогики в России, следует отметить активную разработку идей воспитания в российской педагогике. В России с самых давних времен открывались школы, так, например, сохранились сведения об открытии школ для 300 детей в Новгороде в 1030 году. Вместе с ...
Развитие речи детей в онтогенезе
Как правильно оценить состояние речи своего малыша? Как и когда ребенок должен заговорить? В каких случаях стоит волноваться, а в каких - просто подождать. Как не пропустить момент, когда ему, возможно, потребуется ваша помощь или помощь специалистов? Эти и другие непростые вопросы задают себе те р ...